• 26163 просмотра
Из дороги смерти делают автобан
Дорога на Иргиз всегда считалась опасной для передвижения – ямы, канавы, нет ни СТО, ни гостиницы.
Дорога на Иргиз всегда считалась опасной для передвижения – ямы, канавы, нет ни СТО, ни гостиницы. В этом году начался ремонт участка, на котором никогда раньше не было асфальта. Дорога на Иргиз вошла в транзитный коридор международного значения «Западная Европа – Западный Китай».
Карабутак и Иргиз стали ближе
Раньше в райцентр Иргиз можно было ездить только на внедорожниках. А весной, когда размывало дорогу, местные жители с большим трудом добирались до областного центра. Теперь Иргиз и Карабутак становятся ближе. В посёлок Карабутак сегодня можно доехать за 2,5 часа. Три года назад люди добирались в посёлок из Актобе по 7 часов. Асфальт на дорогах нужно ремонтировать каждые 8 лет, а после развала Союза средства на эти цели долго не выделяли.
– В 2006 году закончили реконструкцию 215 километров участка Актобе – Карабутак, начали следующие 215 километров автодороги Карабутак – Иргиз, к осени их закончим, – рассказывает директор Актюбинского областного департамента Комитета автомобильных дорог Баглан Баймагамбетов. – В 2009 году начнётся реконструкция участка Актобе – Мартук – граница России по дороге на Оренбург.
Реконструкция и строительство дороги стали возможны благодаря внедрению проекта транзитного коридора «Западная Европа – Западный Китай».
- Даже в советские времена хорошей дороги на Иргиз не было, – рассказывает главный специалист Актюбинского областного управления комитета развития транспортной инфраструктуры Жоламан Тажимбетов. – В 1976 году положили земляное полотно, ещё через четыре года его засыпали щебнем. И только в 1983 году до перекрёстка на Шалкар и Иргиз проложили асфальт. Но до Иргиза так и осталась щебёночная дорога. Автобусы ехали в райцентр по 12 часов. В этом году впервые в истории до Иргиза появится асфальтированная дорога. Да ещё какая! Широкая, способная выдержать 13 тонн нагрузки на каждую ось грузового транспорта.
Каждый метр полит потом
Корреспондент «Д» выехала в Карабутак. Транспорт на новой дороге до Карабутака идёт как по маслу. По пути нам встретились сотрудники ТОО «Иврус». Они укладывали последний слой асфальта. Люди трудятся в тяжёлых условиях: температура воздуха в степи около 45 градусов, добавьте к ним ещё 140 градусов от горячего асфальта. Три недели по всей области лили дожди. После дорожники работали в две смены, укладывали асфальт ночью, под передвижными фонарями, чтобы вернуться в график.
Строят дорогу жители Иргизского района, приезжие из Астаны, Алматы, Жамбыла, Караганды и других городов, всего 300 человек. Около 100 местных жителей привлекли водителями и механиками. Для работы на катках и погрузчиках набрали опытных людей, которые занимались строительством дорог в Уральске, Костанае, Актобе. Кроме обычных рабочих мест организовали 30 социальных для молодёжи и тех, кто попал под сокращение.
– Я раньше был охранником, пережил сокращение, – рассказывает учётчик ТОО «Иврус» Манас Дуйсенбаев. – В Актобе не смог найти работу. Тут я считаю число рейсов автомашин, тоннаж. Месяц работаю, живу в вагончике. Потом еду на 10 дней домой. Конечно, жарко, хожу целый день на солнцепёке в голой степи. Мне 56 лет, нужно заработать пенсию.
Вахтовым методом работает инженер по технике безопасности и охране труда ТОО «Иврус» Берик Токпанов из Иргиза.
– Средняя зарплата у дорожников – 35-40 тысяч тенге в месяц, – говорит Берик Токпанов. – Те, кто трудится на дробилке или асфальтобетонном заводе, получают по 45-50 тысяч тенге. Зарплату выдают вовремя.
Живут строители в двух дорожно-эксплуатационных пунктах. Так называют городки из вагончиков. В них же стоят лаборатории и асфальтобетонные заводы.
– Асфальт – это сложный пирог, в котором 6-7 слоёв, – объясняет по пути главный специалист Актюбинского областного департамента комитета автомобильных дорог Жоламан Тажимбетов. – Будут ли на дороге волны, трещины во многом зависит от качества битума. Все шесть слоёв дорожного пирога укладывают не за раз и не за два, и каждый слой утрамбовывает тяжёлый каток.
Битум для строительства дороги возят из России, горячий асфальт готовят на заводе в рабочем городке. Вся техника, которую используют на строительстве, зарубежная. «Даже шурупа и болта казахстанского нет», – говорят строители. Сломается деталь китайского или немецкого большегруза, нужно делать заказ и ждать поставки минимум три дня.
– Сложность работы на участке в том, что он отдалён от месторождений щебня, – рассказывает заместитель менеджера проекта ТОО «Дена Рахсаз Казахстан» Шатбек Байсынов.
Щебень возят с Кияктинского и Акшикольского карьеров. Они находятся на 1005 и 1035 километрах трассы, а ремонт идёт до 1240 километра. В итоге щебень возят за 200 километров от места ремонта. Дальность перевозок увеличивает затраты. Себестоимость перевозки каждой тонны груза на 100 километров – 8 тенге. В этом году ТОО «Дена Рахсаз Казахстан» и ТОО «Иврус» освоят на строительстве порядка 5 миллиардов тенге. Каждый километр стоит в среднем 50 миллионов тенге.
Развивается сервис и туризм
Семья Дё седьмой год держит кафе в четырёх километрах от Карабутака, где строят транзитный коридор «Западная Европа – Западный Китай». Дальнобойщики утверждают, что от Иргиза до Актобе их кафе лучшее.
– Раньше мы выращивали бахчевые, – рассказывает хозяйка кафе «Дальнобойщик» Лилия Дё. – По этой дороге часто ездили из Узбекистана. В 2002 году услышали, что тут будет развиваться грандиозный проект. Установили вагончик возле дороги, после выстроили кафе. Живём надеждой, что по дороге двинутся фуры из Китая. Тогда клиентов станет больше.
Бизнес у Лилии Дё семейный. Муж, три дочери, зять и сын работают вместе с ней.
– Раньше у нас часто кушали камазисты из Узбекистана, – рассказывает Лилия Дё. – Если станет много желающих, построим гостиницу.
Особо оживлённой дорога была в прошлом году: из Европы ехали в Китай, на Олимпиаду. Строительство дороги может дать развитие туристическому бизнесу в Иргизском районе. В 38 километрах от Иргиза находится кратер Жаманшин, куда упал метеорит. На дне кратера до сих пор находят необычные камни. Там находится Тургайский заказник с системой 30 больших и малых озёр. А в 1912 году тут впервые в мире нашли останки гигантского млекопитающего – индрикатерия.
– Совсем скоро дорога на Иргиз станет не Долиной смерти, как её называли, а популярным автобаном, – уверен замдиректора областного департамента комитета автомобильных дорог Аязбай Османгалиев. – Люди увидят всю красоту Иргизского района: речки, полупустыни, пустыни, пески и барханы. И сейчас есть туристы, которые готовы трястись сотни километров по бездорожью, лишь бы увидеть что-то необычное. Когда мы выстроим дорогу, появятся условия для туризма.
Дорога короче всех
Почти 8500 километров дорожного полотна станут самым коротким наземным маршрутом, который свяжет Европу и Азию. Если на доставку грузов морским путём уходит 45 суток, по железной дороге 14 суток, то по трансграничной магистрали «Западная Европа – Западный Китай» будет уходить лишь 10 суток.
Одна цифра
35-40 тысяч тенге получают рабочие за укладку асфальта под палящим солнцем в Иргизской степи.
2 миллиарда долларов выгоды. Сегодня товарооборот между Европой и Азией оценивается в 700 миллиардов долларов. Половина грузопотока идёт из Китая. По прогнозу после запуска транзитного коридора «Западная Европа – Западный Китай» поступления от транзита грузов по территории нашей страны могут дойти к 2015 году до 2 миллиардов долларов. |
Актобе – Карабутак – Актобе
Татьяна Токарь
-
Назван прожиточный минимум в Актюбинской области
-
Люди жалуются на банки - Асхат Шахаров
-
Почему нельзя оставлять чек на кассе и выкидывать его
-
В Актобе 5 дней не будет горячей воды
-
Совсем там ку-ку - актюбинцы о предложении курящим и пьющим больше платить за ОСМС
-
28 млрд тенге выделят для Актюбинской области три крупные казахстанские компании
-
Как в Актобе отпразднуют 9 мая
-
Почему таланты уезжают из Актобе? Чего им не хватает в нашем городе?
-
Мы не согласны с оценкой ущерба от паводка. Совет юриста
-
Как строят дорогу в Кандыагаш
-
15 мая по всему Казахстану отключат телевидение и радио
Ой бяда, бяда, огорчение... :( Домовёнок Кузя ° А нельзя эту акцию на год продлить? -
Касым-Жомарт Токаев посмотрел военный парад в Москве
Почему никто из участников Европейского Экономического Союза, прошедшее недавно в Москве не спросит у нашего главы Республики: Почему в Казахстане были отменены все торжественные мероприятия... -
Актюбинцев приглашают на выставку собак
Выставка пройдет в Юрта парке, взрослому вход туда стоит 500 тенге, детям с 3 до 16 лет – 3 000 тенге. Может быть - наоборот.... -
Нужно внедрить программу по учёту гуманитарной помощи - Марина Деркач, активист
Можно отцифровать . Штрих код. Отправитель и получатель. По Фио. Примерно как казпочта работает. Или любая логистическая компания. Сначало вбить в базу всех нуждающих в... -
В Актобе празднуют 9 мая – День Победы
На втором фото: воин-интернационалист в национальном афганском головном уборе - кавалер двух Орденов Красной Звезды, награждённый за отвагу и мужество, проявленные при срочной службе в... -
Геопарк мирового значения создают в горах Шалкарского района
Экоактивист из Челкара, ныне покойны, мир праху его, Ильяс Ревзанов тоже отстаивал Мугоджарские горы от щебеночных заводов. Столько лет бился по поводу закрытия этих заводов.... -
В школе установили памятную доску героя Афганской войны
Раньше была хорошая школа, ещё в детстве зимой на коробке играли в хоккей. Сейчас говорят, что школа закрывается. Жаль. -
В школе установили памятную доску героя Афганской войны
бомбил мирных жителей афганистана в захватнической войне и герой???((( -
Народный репортер. Дырка на дырке на трассе Актобе-Хромтау
Купленный с потрохами казавтодор даже не боится Аллаха, что ему местный Аким? Их хозяева более могущественны, там более за такие систематические откаты -
Геопарк мирового значения создают в горах Шалкарского района
Это что, получается больше никому и дела нет о престиже казахстанской геологической науки? Уникальные места, божий дар, а на вулканах щебеночные заводы, стоит пыль, истребляются...
Комментарии 0