• 2669 просмотров
У Казахстана вырастут украинские крылья
Украина способна поставить казахский авиапром «на крыло». Главное – не «приземлить» при этом собственные интересы.
Украина способна поставить казахский авиапром «на крыло». Главное – не «приземлить» при этом собственные интересы.
Из европейской части бывшего СССР сложно увидеть амбиции Казахстана на региональное лидерство – а они весьма велики. Ради достижения этой цели страна копирует опыт Китая по заимствованию иностранных передовых технологий и созданию целых отраслей промышленности «с нуля». Таким путем Казахстан продвигается в ракетно-космической сфере: российско-казахстанский проект «Байтерек» предусматривает модернизацию космодрома Байконур при создании стартового комплекса для ракеты «Ангара».
На этой неделе в Киеве стало известно и о самолетостроительных амбициях Казахстана. Президент Украины был удовлетворен положительным ответом казахстанского коллеги на предложения по созданию совместных предприятий, производящих современные пассажирские и транспортные самолеты.
Интерес Казахстана к самолетам разработки АНТК им. Антонова вполне предсказуем. Парк советской техники с каждым годом сокращается, а потребность в развитии сообщения между населенными пунктами, как и осуществление транспортных перевозок может только увеличиваться.
С этой точки зрения Казахстану может быть интересна вся линейка производящихся в Украине самолетов: Ан-140, модификации Ан-74 и Ан-148. Казахстанская авиакомпания «Беркут» в 2005 г. стала стартовым заказчиком 6 самолетов Ан-148 киевской сборки, и хотя контракт до настоящего времени не начал выполняться, потенциальный интерес к этой технике обозначен.
Для Украины проекты по развитию самолетостроительного производства на территории другого государства не является чем-то новым. В 1991 г. производство пассажирско-транспортного самолета Ан-38 было организовано в Новосибирске на НАПО им. Чкалова, специализирующегося на производстве бомбардировщиков Су-24 и истребителей Су-34. Правда, «имплантация» гражданского продукта в военное производство завершилось не очень удачно. Построив шесть самолетов, предприятие свернуло производственную линию Ан-38 из-за отсутствия заказов на продукцию.
Другой пример – создание лицензионного производства пассажирского самолета Ан-140 в Иране – можно считать показательным. Подписанный в 1996 г. контракт на лицензионное производство Ан-140 включал в себя также обязательства по созданию производственных мощностей и поставку самолетокомплектов Ан-140 в эту страну. Он обеспечил работой практически все предприятия украинского авиапрома. Стоимость контракта ($160 млн) дала разработчику, АНТК им. Антонова, ресурсы для завершения испытаний самолета Ан-140. С 2001 г. по настоящее время Иран построил 9 самолетов Ан-140/-100.
В то же время, контракт выявил и «слабые места» решения по передаче технологий. Во-первых, основной изготовитель самолета, Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП) оказалось фактически выброшенным с такого емкого рынка как иранский. Низкие темпы освоения производства самолетов в Иране (за десять лет иранская компания HESA смогла собрать только 9 самолетов и заложила еще 5 единиц) говорят о неизбежных трудностях с освоением новых технологий. На это время логично было бы предусмотреть не поставку самолетокомплектов из Украины, а продажу готовых самолетов.
Следующим сложным моментом является подготовка специалистов. Кадры для иранского авиапрома готовились в Украине, а затем и в Иране большей частью в рамках «шефской помощи», часть заводчан ХГАПП просто откомандировал в Иран (так же как и АНТК), и эти затраты явно не были учтены при калькуляции цены контракта. Помимо Ирана, ХГАПП за свои средства осваивал производство Ан-140 (по утверждениям экспертов, эти затраты составили не менее десяти миллионов долларов при стартовой цене самолета $5,6 млн) и вкладывал собственные деньги в закупку комплектующих.
Произведя за короткий срок – с 1999 по 2004 гг. – около 10 машин, завод в итоге остался без оборотных средств, что привело к долгоиграющему производственному кризису.
Похожая ситуация сложилась и со второй «иностранной» производственной площадкой Ан-140 на самарском «Авиакоре». Обремененный долгами завод не смог освоить самостоятельно производство нового самолета. Усилиями ХГАПП (откомандированные специалисты, поставка комплектующих) российское предприятие подняло два самолета Ан-140. В настоящее время перспективы дальнейшего производства Ан-140 в Самаре туманны, несмотря на поручения премьера РФ гендиректору «Аэрофлота» заказать 25 Ан-140.
Учитывая опыт совместных проектов, для Украины создание самолетостроительной отрасли в Казахстане с «нуля» будет успешным при учете не только явных факторов (цена лицензии, например), но и скрытых. Например, предстоит сделать выбор, что лучше: выгодно продать лицензию один раз или же планомерно завоевывать рынок сбыта со своей производственной площадки.
Не секрет, что продать лицензию (и получить основную прибыль) может только разработчик, а выполнять обязательства придется не только ему, но и «непричастному» к денежным потокам серийному производителю. Дороговизна проекта определяется и стоимостью участия уникальных украинских специалистов в создании производства на «голом месте». Если расчет будет проведен неверно Украина, создавая Казахстану современную авиапромышленность, создаст очередные проблемы «родному» авиапрому.В
Как сообщалось ранее, в Карагандинской области Казахстана 22 августа началось строительство авиационного завода. Об этом сообщается на сайте министерства транспорта и коммуникаций страны.
По материалам: proua.com
-
В области засеяли лишь десятую часть площадей
-
Народный репортер. Знак перехода закрыт деревом для водителей
-
Напоминаем, с 13 мая в городе не будет горячей воды
-
Проведите ночь в музее в Актобе
-
Можно ли наказать тех, кто рвёт цветы и ломает ветки сирени? Совет юриста
-
Полярное сияние наблюдали жители Актюбинской области
-
15 мая по всему Казахстану отключат телевидение и радио
-
Самую лучшую собаку выбрали в Актобе
-
В ДТП на мосту в Санкт-Петербурге погибла уроженка Казахстана - СМИ
-
Какая погода будет в мае
-
64 места для купания определили в Актюбинской области
Прокуратуре необходимо проверить свободу доступа к водоемам , и в том числе к Актюбинскому морю в районе 41 разъезда. Где некий хозяин "Нашей базы", загородил... -
Ералы Тугжанов назначен советником премьера Казахстана
Писец, однако. -
Ералы Тугжанов назначен советником премьера Казахстана
Не очень хорошее оставил после себя впечатление... Скорее всего больше негативного, чем хоть немножко позитивного... Астананайскую колоду краплённых карт тусуют-тусуют, а толку ноль... Жаңа Қазақстан... -
Играли в футбол - ёж вместо мяча
Итті қойп кірпіге көштіма -
Касым-Жомарт Токаев осудил покушение на премьер-министра Словакии
...А есть ли оправдание на запрет празднования Великой Победы у себя дома и личное участие в этом же Празднике у соседей?... Вы не понимаете, это... -
Дома для пострадавших от паводка начали строить в Темирском районе
Хорошая весть!!! Осталось дело за малым: Качество и сроки. Ну и своевременная оплата Подрядчикам, чтоб веселей трудилось -
Нурлана Ногаева освободили от должности акима Мангистауской области
Долго терпел его... Можно было снимать с должности сразу после обьявления забастовки, а не спустя четыре месяца -
Играли в футбол - ёж вместо мяча
ИЗВЕРГИ тваюмать!!! Найти обязательно и подвергнуть аналогичному наказанию... В таких моментах очень жалеешь, что у нас не предусмотрена публичная порка... Штрафом ударят по бюджету семьи,... -
Актюбинцев просят сегодня поддержать наших баскетболисток
Вперед, девчонки!!! Удачи!!!!!!!!!!!! -
Боюсь брать кредит за сестру. Совет юриста
Что-же Вы за родственники, если спрашиваете совета у посторонних людей для помощи родной сестре... Стыдно должно быть
Комментарии 0