Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

3366 просмотров

Цены на бензин продолжат ускоренно расти - эксперт

После того как бензин в Казахстане ушел в "свободное плавание", розничные цены на топливо стабильно растут и останавливаться не планируют.

После того как бензин в Казахстане ушел в "свободное плавание", розничные цены на топливо стабильно растут и останавливаться не планируют, передает Sputnik Казахстан.

Розничные цены на моторное топливо вновь устремились вверх. Средняя цена литра АИ-92 уже в марте увеличилась со 140 до 143 тенге, бензин марок АИ-95 и АИ-96 вырос в цене со 152 до 155 тенге. До этого сети АЗС меняли ценники в середине февраля - тогда стоимость топлива выросла примерно на 2 тенге.

Эксперт в нефтегазовой сфере, экономист Сергей Смирнов прокомментировал причины неуемного роста цен на ГСМ.

- Приближается начало посевной кампании, и некоторые эксперты полагают, что нас ожидает не только рост цены на нефтепродукты, но и дефицит.

- Можно не сомневаться, что розничные цены на топливо продолжат ускоренный рост. И дело даже не в посевной. В феврале бензин дорожал два раза, в начале марта был зафиксирован очередной скачок цен и так будет продолжаться, пока наши цены на топливо не сравняются с российскими.

- Почему цены на топливо в Казахстане обязательно должны сравняться с российскими?

- В рамках ЕАЭС принято решение к 2025 году создать единый рынок энергоресурсов, а унификация тарифов приведет к росту цен на них на внутреннем рынке Казахстана. Не следует забывать и о модернизации НПЗ, которая проводится в основном на заемные средства, которые надо будет отдавать, причем с процентами. А где взять деньги? Естественно, у автовладельцев. Понятно, рост цен на топливо будет постепенным, чтобы не вызвать резкого недовольства потребителей. Это мы видим уже сейчас.

- В начале марта министр энергетики Канат Бозумбаев сообщил журналистам, что после завершения модернизации трех казахстанских НПЗ будет снижение цен на бензин.

- Как цена может снизиться? Модернизация осуществляется на заемные средства - составляются проекты, за валюту покупается оборудование… Это миллиарды долларов, которые надо будет вернуть. К тому же нефтяные компании не заинтересованы в понижении цен.

- Что же тогда имел в виду министр, когда говорил, что цена снизится? Может быть, расчет шел на то, что заводы будут работать с большей производительностью?

- Я думаю, это популизм, чтобы успокоить народ и дать ему веру в светлое будущее с дешевым бензином. Обещать легко, а вот выполнить это обещание вряд ли получится. Наши энергочиновники утверждают, что модернизация идет по плану, только план этот все время меняется. Согласно плану 2009 - 2015 гг модернизация НПЗ должна быть давно завершена, но по факту эти сроки постоянно сдвигаются.

Атырауские НПЗ обещали модернизировать до конца 2016 года, причем оба комплекса - и ароматических углеводов, и глубокой переработки нефти, но теперь говорят, что комплекс глубокой переработки нефти будет готов только к сентябрю текущего года. При этом объемы переработки модернизированных заводов оказываются уже меньше, чем ранее.

- Насколько меньше?

- В первоначальном плане комплексной модернизации НПЗ общая мощность переработки была равна 18,5 миллиона тонн. Затем назывался и еще больший объем - 19,5 миллиона тонн. В прошедшем ноябре озвучивались совсем другие данные - 15,8 миллиона, а в начале этого года заявлялось, что производительность будет 16,5 миллиона тонн. И это понятно.

Из-за проблем с финансированием подвергся корректировке проект модернизации завода в Павлодаре. Так, если первоначально он оценивался в сумму более 1 миллиарда долларов, то теперь почти вдвое меньше - 620 миллиона долларов.

Сокращение стоимости проекта, в частности, произошло вследствие отказа от переработки казахстанской (кумкольской и актюбинской) нефти. Завод остается ориентированным на нефть западносибирских месторождений. По моим данным, поменялись и планы по мощности завода. После модернизации она составит не 7,5 миллиона тонн, а 6 миллионов тонн (при нынешних 5,2 миллиона тонн).

- Получается, что никто не знает, как будут работать заводы после такой дорогой и долгожданной модернизации?

- Удивляться нечему, такая ситуация возникает постоянно. К примеру, сейчас в министерстве обещают, что объем нефтедобычи увеличится до 81 миллиона тонн. Дополнительные объемы планируют добыть в основном на Кашагане, но Кашаган (как и Тенгиз с Карачаганаком), разрабатывается по Соглашению о разделе продукции, и акционеры проекта не обязаны ничего поставлять на наши заводы. Продавать сырье за рубеж им значительно выгоднее, чем на внутренний рынок. Если поставлять его на наши заводы, то и цена ниже, и НДС не возвращается.

- Но ведь там есть доля у национальной компании "КазМунайГаз", и правительство может обязать ее больше поставлять на внутренний рынок.

- "КазМунайГаз" в долгах как в шелках и поэтому тоже заинтересован как можно больше нефти поставлять за рубеж. К тому же эта госкомпания, несмотря на то что принадлежит государству, работает как частная. Это хорошо видно по результатам ее деятельности.

Если бы компания действительно работала как национальная, то в первую очередь заботилась бы об экономике страны. К примеру, не скупала бы сомнительные зарубежные активы, от которых потом с трудом избавляется. Или давно модернизировала бы три имеющихся в стране завода и старалась полностью загружать их сырьем.

А что мы видим? Компания покупает НПЗ в Румынии и быстро проводит их модернизацию. Ведь в Европе нефтепродукты дороже, поэтому их выгодней продавать там, чем здесь.

Автор — СМИ

Комментарии 11

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.

  • Твист.

    Твист.

    Твари бл**ские! Сталина на вас нет, сцуки!

    0
    0
  • Legolas

    Legolas

    Лучше вложить в Азиаду, Универсиаду, ЭКСПО и Олимпиаду... чем в отечественные НПЗ... Престиж страны важней!!!

    0
    0
  • markus

    markus

    При этом эти 3 завода, были построены задолго до этих 25лет. Т.е. простыми словами это советские заводы. А в нынешнее время вроде как говорили что построят 4-й где-то на юге, чтоб излишки в Узбекистан везти, но чето заглохла эта тема видимо.

    0
    0
  • logovaldis

    logovaldis

    Вот тебе и "повод для гордости"! За 25 лет Независимости у нас, в нефтедобывающей стране, всего три хилых НПЗ, которые не могут обеспечить гражданам доступным топливом!((( Почему нельзя их было строить больше? Вопрос конечно открытый....

    0
    0
  • РинаРодионовна

    РинаРодионовна

    @@@, как уже это достало. власть знает, что народ все схавает, вот и борзеют. чего добиваются?

    0
    0
  • Legolas

    Legolas

    Малинка Нашли кого слушать...

    0
    0
  • Малинка

    Малинка

    Вчера в инстаграмме видела как Аблязов на тему цен говорил.

    0
    0
  • pcproman

    pcproman

    Если народ так и будет постоянно "хавать", то сядут на голову и высрутся. Закон жизни...

    0
    0
  • РинаРодионовна

    РинаРодионовна

    а что вы предлагаете? бунт? заправки взрывать? митинг? так у нас это быстро на корню пресекут

    0
    0
  • taxsist2

    taxsist2

    beowolf я не заправляюсь месяцами и раньше толком не ездил, с НГ машину поставил, стоит во вдоре, хожу пешком на работу и обратно или на худой конец на автобусе. Иногда по выходным на рыбалку езжу и все. Но все не поставят те кто живет в Заречном Акжаре будут заправляться..

    0
    0
  • taxsist2

    taxsist2

    Малинка и что говорит? Legolas когда власти обещают 25 лет можно послушать тех кого власть не любит, обычно эти невозращенцы говорят правду матку(смешивают конечно со своими интересами но)

    0
    0