Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

4456 просмотров

Провал «Дорожной карты» в Актюбинской области

«Дорожная карта» изначально задумывалась как казахстанский ответ экономическому кризису, как средство помощи безработным, а также как средство реконструкции инфраструктуры: дорог, объектов ЖКХ, социальных объектов.  

«Дорожная карта» изначально задумывалась как казахстанский ответ экономическому кризису, как средство помощи безработным, а также как средство реконструкции инфраструктуры: дорог, объектов ЖКХ, социальных объектов.

В 2009 году на нее было выделено 182,6 млрд.тенге по всему Казахстану, в том числе 131,1 млрд.тенге из республиканского бюджета.

Увы, хорошая идея далеко не везде нашла достойную реализацию. Несмотря на различные рапорты, уже в мае 2010 года стало понятно, что основная идея «дорожной карты», в сущности, провалилась. Министерство труда и социальной защиты РК намеревалось трудоустроить 256,2 тысячи человек, было трудоустроено 253 тысячи человек, что дало вроде бы основание говорить о выполнении «Дорожной карты» в этом разрезе. Однако доклад председателя Счетного комитета РК Омархана Оксикбаева в Мажилисе РК показал, что в реальности столь масштабного трудоустройства не было. Рабочие места создавались временно, на срок сезонных строительных работ. «Отдельными подрядными организациями рабочие места создавались на срок от одного до десяти дней, то есть условия найма определенного количества работников было соблюдено формально «для статистики», - заметил глава Счетного комитета.

Можно посмотреть, как эта программа была реализована в Актюбинской области. Эта область выбрана потому, что в ней довольно сложные экономические условия, население области сокращается путем миграции со скоростью примерно 1200 человек в год (1,7% от общей численности населения; миграционная убыль покрывается естественным приростом населения). По данным Департамента статистики Актюбинской области, в области около 23 тысяч безработных, из которых только 1921 человек стоит на учете.

Казалось бы, в Актюбинской области программа борьбы с безработицей в рамках «Дорожной карты» должна была принять большие масштабы и решить проблему занятности. Области это было вполне по силам. Но реальность оказалась несколько другой.

В 2009 году в Актюбинской области в рамках «Дорожной карты» предусматривалась реализация 241 проекта на сумму 11 млрд. 754,6 млн. тенге, при этом планировалось создать 24200 новых рабочих мест, 3368 социальных рабочих мест. Примечательно то, что областной акимат так и не выпустил документа, в котором бы подводились итоги реализации «Дорожной карты» в 2009 году.

Изучение имеющихся на официальном сайте областного акимата документов, относящихся к «Дорожной карте», показывает, что это не было сделано неспроста.

Во-первых, по представленным данным, было создано 19014 рабочих мест вместо 24,2 тысяч - 78,5% от запланированного. Не будем также забывать, что это временные рабочие места, как правило, на срок строительного сезона, то есть до сентября 2009 года.

Во-вторых, программа создания социальных рабочих мест вообще провалилась. Было создано 85 рабочих мест вместо 3368 запланированных - 2,5%. Многие учреждения выделили всего по одному социальному рабочему месту.

В-третьих, программа занятости реально обеспечивала лишь минимально необходимый доход для рабочих. Заместитель акима области Сара Нуркатова заявила, что программа предоставила людям возможность хорошо заработать. Средняя зарплата разнорабочего составила 24-35 тысячи тенге при сроке выполнения работ от 3 до 6 месяцев. Что же, подсчитаем. При среднеарифметической зарплате в 29,5 тысячи тенге разнорабочий смог заработать за сезон от 88,5 до 177 тысяч тенге. До начала нового строительного сезона, когда разнорабочие могли получить работу в рамках реализации «Дорожной карты-2010» - 9 месяцев. Люди должны были на заработанное дожить до нового сезона, в месяц приходилось от 9,8 до 19,6 тысячи тенге. При этом прожиточный минимум в Актюбинской области составляет 11,5 тысячи тенге. Иными словами, то, что в устах заместителя акима означает «хорошо заработать», на деле оказывается заработком на уровне около прожиточного минимума - чуть выше или чуть ниже.

Стоит отметить, что основная часть работ велась в г.Актобе, на который пала львиная доля всех проектов, в особенности в области ЖКХ и автодорог. Так, из 23 областных дорожных проектов 21 проект на сумму 3 млрд.тенге, был реализован именно в столице области, и на них трудилось 4900 рабочих из 6000, занятых на ремонте автодорог. Та же самая картина по ремонту систем водоснабжения, отопления, социальных объектов. Иными словами, сельским районам Актюбинской области «Дорожная карта-2009» практически ничего не дала.

Вместо подведения итогов «Дорожной карты-2009» областной акимат принялся говорить о планах и перспективах «Дорожной карты-2010». Но обращает на себя тот факт, что областной акимат взял на себя сильно пониженные обязательства: 90 проектов на сумму 5,4 млрд.тенге, создание 5865 рабочих мест и 2400 социальных рабочих мест. По всей видимости, акимат решил понизить свои обязательства, приблизив их к своим реальным возможностям, поскольку нет оснований говорить о том, что все необходимое в сфере ЖКХ, автодорог и ремонта социальных объектов в области уже сделано.

Опыт «Дорожной карты-2009» также не позволяет надеяться, что и эта пониженная программа будет выполнена.

По сути дела, «Дорожная карта» в Актюбинской области провалилась, поскольку была сделана для «статистики», как отметил председатель Счетного комитета РК.

Проблема безработицы решена не была, хотя для этого имелись возможности, занятость давала доходы на уровне прожиточного минимума, основной приоритет был отдан Актобе, а не сельским районам.

В довершение всего, акимат стал сворачивать масштабы выполнения «Дорожной карты» в 2010 году. Увы, акимат проявил пассивность и нераспорядительность в реализации этой важнейшей программы.

Самое главное, в рамках «Дорожной карты» не было создано ничего нового, поскольку почти все было направлено на ремонт уже имеющихся социальных объектов, дорог и инженерных коммуникаций.

inap.kz

Автор — natasha

Комментарии 1

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.

  • shaman

    shaman

    Самое главное, в рамках «Дорожной карты» не было создано ничего нового, поскольку почти все было направлено на ремонт уже имеющихся социальных объектов, дорог и инженерных коммуникаций.смотря кому, народу может и нет, а некотроым может новые джипы и усадьбы...

    0
    0