Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

11540 просмотров

Сколько стоит бензин в странах бывшего СССР

Журналисты Kursiv.kz решили проанализировать, сколько стоит бензин в бывших республиках СССР и действительно ли Казахстан лидер по его дешевизне, как утверждают в Минэнергетики РК.

Журналисты Kursiv.kz решили проанализировать, сколько стоит бензин в бывших республиках СССР и действительно ли Казахстан лидер по его дешевизне, как утверждают в Минэнергетики РК.

Жители бывших советских республик рассказали журналистам, как у них обстоят дела с топливом.

В Латвии торговцев крупных немного –Statoil (Norvegia), Neste (Finland), Lukoil (Russia). Но есть и местные сети – они в основном расположены на трассах в глубине Латвии. Ходовые марки бензина: 95-й и 98-й, 92-го нет давно, с 90-х годов. Конечно, дизель и еще газ. Многие пользуются и бензином, и дизелем. В целом у нас все достаточно стабильно. Колебания, если есть, то на сотые доли евро.
В некоторых местных сетях в июле-августе падение было до 4–5 центов за литр.
Из-за кризиса 2008–2010 годов многие автомобилисты в Латвии, чтобы сократить затраты на топливо, установили на своих машинах газовые баллоны.

Литва и Эстония. Основной поставщик топлива – нефтеперерабатывающий завод «ОРЛЕН Литва». Нефть поступает по морскому пути, так как 2006 году "внезапно" ветвь от нефтепровода "Дружба", которая шла из России, оказалась неисправной и ремонтируется уже 8 лет. Цены меняются постоянно – они не регулируются. Цена на топливо зависит от цен на мировом рынке на нефти. Ежегодно повышается акциз на нефтепродукты, и топливо дорожает. Акцизы должны сравняться с уровнем в Евросоюзе, поэтому разница в ценах в приграничных зонах провоцирует появление «бензинового туризма»: люди едут в Беларусь или Калининградскую область, где цены ниже, заправляются и едут обратно.

Армения. Основные поставщики топлива – CPS и Flash. Вилкацен Regular (470 – 480 AMD), Premium (490 – 500 AMD), 1 USD – 409 AMD. Цены в принципе достаточно стабильны, последний раз менялись в марте 2013г. (немного понизились, 5–6%). На цену сильно влияют два фактора: мировые цены и курс драма по отношению к доллару США.

Украина. Крупные всеукраинские сети – это WOG, «Укрнафта», КЛО, ОККО. Из российских компаний на рынке представлены ТНК и «ЛУКОЙЛ».Топливо в основном, производится в Прибалтике, Румынии, Венгрии и России, а также на украинских НПЗ. В связи с политической конфронтацией с Россией и бойкотом российских товаров продажи бензина на заправках ТНК и «ЛУКОЙЛа» резко упали.

Осенью, по свидетельству пользователей, цены стали расти более быстрыми темпами, чем летом. Рост цен напрямую связан с курсом гривны к другим валютам. По информации Международного энергетического агентства, до 2012 года Украина перерабатывала основную массу нефти на отечественных НПЗ. В первом полугодии 2014 года экспорт российских ГСМ, включая бензин, дизельное топливо и битум в Украину вырос на 150% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Бензины и дизтопливо, производимые в Украине, на 77% состоят из импортной нефти. Полностью украинского продукта на рынке лишь около 9%. 2,3–2,5 млн украинской нефти добывает компания "Укрнефть", подконтрольная Игорю Коломойскому. Пятую часть этого объема она получает в Западной Украине и распределяет ее между двумя заводами Коломойского– "НПК Галичина" (Дрогобыч) и "Нефтехимик Прикарпатья" (Надвирна).

Грузия. Основные поставщики Lukoil (Россия) – 30%, Socar (Азербайджан) – 30%, Wissol (Грузия) – 35% импортирует бензин из Италии и Европы. Другие торговые представители Rompetrol, Gulf, Efix.

Азербайджан. Главный поставщик топлива в страну отечественный Socar. Другие торговые представители от Petrol, Lukoil, Azpetrol. Бензин стоит по маркам дизель – 0,60 манат, premium–0,95 манат и АИ92 –0,70 манат.

Молдова. Главные поставщики топлива в страну – российский ЛУКОЙЛ, румынские Petrom-Romania и Rompetrol-Romania. Цены разнятся между собой на 10–15 бани. Последний раз цена на топливо дорожала на 10–15 бани. Это произошло около месяца назад.

Узбекистан. В последние годы в Узбекистане в связи с падением добычи нефти и сжиженного газа резко начал ощущаться дефицит бензина. В начале 2014 года в стране на несколько дней бензин исчез, даже на крупнейших заправках Ташкента его не отпускали. Потом произошел скачок цен. Только за январь 2014 года цены выросли на 20,5%, причем цены повышались за месяц дважды в начале и в конце. Острый дефицит бензина в Узбекистане продолжается уже несколько лет. В 2010 году после того как власти обанкротили местного монополиста Zeromax, поставлявшего бензин из Казахстана, перебои с топливом стали постоянными. Еще один поставщик – Национальная холдинговая компания «Узбекнефтегаз», закупающая топливо у российского «Газпрома», как правило, имеет серьезную задолженность перед ним, особенно в начале года, что сказывается на дефиците бензина. Крупным и практически основным поставщиком остается «Газпром».Всентября 2013 года узбекская акционерная компания «Узавтосаноат» и нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» начали сотрудничать в области производства и продаж моторных масел и технических жидкостей. Еще один крупный поставщик – UzGazOil. С начала нынешнего года цена бензина в Узбекистане выросла, в результате литр бензина марки АИ-80 стала 1670 сумов, АИ-91 – 1835 сумов, АИ-95 – 2020 сумов. Цены стабильно растут последние пять лет, в среднем на 20% в год.

Кыргызстан. Ежемесячно Кыргызстан потребляет около 18 тыс. тонн дизельного топлива и 27 тыс. тонн бензина. Основной поставщик ГСМ в Кыргызстан –ОсОО «Газпром нефть Азия». Основными производителями топлива, завозимого в КР, являются четыре российских завода, расположенных в Омске, Уфе, Орске и Салавате. По сведениям Ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана, в которую входят 16 крупных компаний, на долю поставок с этих предприятий приходится свыше 90% бензина, также топливо завозится из Астрахани и Самары. В этом году Кыргызстан переживает настоящий топливный кризис, во многом спровоцированный тем, что Казахстан отказался пропускать нефтепродукты из России в КР. На станции «Луговая» все лето скапливались тонны топлива, что приводит к росту цен на бензин в КР. По словам жителей Бишкека, цены растут буквально каждую неделю. В начале сентября глава Ассоциации нефтетрейдеров КР Медетбек Керимкулов сообщил, что цены продолжат расти в течение осени 2014 года. Сначала 2014 года цены на ГСМ в КР выросли на 5 сомов, или 13%, а на АИ-92 на 20%. Наиболее ходовым бензином остается АИ-92 и Евро-95, которые стоят 47,25 и 50 сомов. Своим проблемы с топливом Кыргызстан пытается решить при помощи Китая, учитывая, что российские НПЗ не справляются с возросшей нагрузкой, что также является одной из причин роста цен и нехватки топлива в Кыргызстане. Китайские компании построили НПЗ проектной мощностью 800 тыс. тонн в год в Кыргызстане. Любопытно, что, несмотря на то, что сама КР испытывает острый дефицит ГСМ, топливо, с построенного китайцами НПЗ, идет на экспорт в Таджикистан и в Афганистан.

Таджикистан. Страна практически полностью зависит от поставок из России, крайне малые поставки идут из Кыргызстана. В ноябре 2013 года Россия отменила экспортные таможенные пошлины на нефтепродукты для Таджикистана. Основной поставщик топлива "Газпромнефть". Среди местных компаний выделяется "Умед-88", «Анахито» и «НуриДильшод», которые суммарно занимают около 20% рынка. За семь месяцев 2014 компания "Газпромнефть-Таджикистан" завезла 136,4 тыс. тонн ГСМ. В Таджикистане цены на бензин стабильно растут, начиная с лета 2014 года. Эксперты связывают это с дефицитом на внутреннем рынке России. Цена на бензин марки АИ-95, производимый наОмском НПЗ, этим летом выросла в Таджикистане сразу на 38%. Стоимость бензина марки АИ-92 в первой половине июня по сравнению с маем повысилась на $65 и по отношению к началу года повысилась на $71 за одну тонну. В течение третьего квартала розничная цена на светлые нефтепродукты в Таджикистане возросла на 20%. По данным Министерства экономического развития и торговли Таджикистана, себестоимость одной тонны бензина с учетом транспортных издержек превышает тысячу долларов. До границы с Таджикистаном себестоимость тонны бензина составит $960. При пересечении границы сюда надбавляется 1% таможенных издержек, $70 акциз и 18% НДС. То есть уже до Душанбе себестоимость тонны бензина достигает $1240. Таким образом, розничная цена бензина в Таджикистане не должна превышать 5 сомони (порядка $1). В настоящее время бензин марки АИ-92 на автозаправочных станциях города Душанбе 6,2 сомони ($1,24), АИ-95 – 6,65 сомони ($1,33). В 2013 году было подписано Соглашение о поставках нефтепродуктов из России в Таджикистан. По нему Россия поставляет Таджикистану в год 1 млн тонн нефтепродуктов, без таможенной пошлины. Снята таможенная пошлина с нефтепродуктов из РФ, которая составляла $400 за тонну нефтепродуктов.

Беларусь. Разброс цен минимальный, потому что практически все заправки принадлежат государственному концерну «Белнефтехим», частных заправок практически нет, они погоды не делают. Весь бензин – белорусский. Работают 2 современных НПЗ, которые отправляют бензин в Европу. Последний раз цены менялись 2 недели назад на 5%, и это второе подорожание за месяц. К тому же Белоруссия сама поставляет бензин в РФ. Например, за январь-июнь 2014 года Белоруссия направила в РФ 812,566 тыс. тонн высокооктановых автобензинов, что на 35% превышает показатели аналогичного периода 2013 года. Доля импортного бензина из Белоруссии в общем объеме высокооктановых сортов на рынке РФ за первое полугодие 2014 года составила 5,1% против 3,7% в тот же период прошлого года. С 2011 года Белоруссия импортирует российскую нефть беспошлинно, но перечисляет в бюджет России вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты, произведенные из них и проданные в другие страны. С сентября 2014 года государственный концерн «Белнефтехим» привязал стоимость бензина, продаваемого на рынке Белоруссии, к курсу доллара, таким образом, цена литра бензина АИ-92 достигла $1. Белорусское правительство сообщило, что применение индексации розничных цен в зависимости от курса доллара к белорусскому рублю позволит сочетать государственное и рыночное регулирование цен и приблизить действующий в Республике Беларусь механизм ценообразования на автомобильное топливо к мировой практике.

Россия. В России четыре основных нефтеперерабатывающих завода – Рязанский НПЗ, Нижегородский НПЗ, Омский НПЗ, «Ярославнефтеоргсинтез». Соответственно основными поставщиками выступают THK–BP, «ЛУКОЙЛ», «Газпром нефть», «Славнефть». Согласно информации Росстата, автомобильный бензин в рознице за 9 месяцев 2014 года вырос в цене на 8%. Индекс потребительских цен за это же время увеличился на 6,3%. Средняя стоимость бензина по России составляет 29,84 руб. за АИ-76, 32,15 рубля за АИ-92, 34,93 рубля за АИ-95 и выше. Дизтопливо стоит в среднем 33,42 руб., при этом цены на дизельное топливо остаются стабильными с начала года. Оно подорожало только на 1%.

цены на бензин в странах бывшего СССР.png

Источник: Кursiv.kz

Автор — Ольга

Комментарии 0

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.