Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

5347 просмотров

3 миллиона тенге просят из областного бюджета на дозы для наркоманов

Уже 3 года в Актобе наркоманам раздают метадон – наркотик, от которого не бывает кайфа и который блокирует желание колоться. Благодаря этому люди стали возвращаться к нормальной жизни. Но эксперимент заканчивается. Что дальше?

Уже 3 года в Актобе наркоманам раздают метадон – наркотик, от которого не бывает кайфа и который блокирует желание колоться. Благодаря этому люди стали возвращаться к нормальной жизни. Но эксперимент заканчивается. Что дальше?

Разговор о будущем метадоновой терапии шел на недавней встрече самих наркозависимых и их родственников с депутатами и врачами. Встречу организовал фонд по защите прав пациентов «Амансаулык». Вместе с его президентом Бакыт Туменовой в Актобе приехала глава программного офиса ООН по наркотикам и преступности Сигне Ротберга.

Как не сгореть от «крокодила»

Пилотный проект по опиоидно заместительной терапии действует в Казахстане уже 10 лет. С 2012 года метадон стали применять и у нас. И не случайно. В области состоят на учете более 2 тысяч наркоманов. Реальное их число в 5-10 раз больше.

– Они не могут жить без героина, – говорит главврач облнаркодиспансера Аккали Уразаев [на фото]. – Если трафик закрывается, употребляют «крокодил», кипятят и колются пищевым маком. Из-за этого у человека сгорают внутренние органы, он умирает. Поэтому для многих наркозависимых метадон спасение. Первыми его стали применять в Темиртау. С 2012 года новый метод ввели в 7 областях, в тот числе в Актюбинской.

Что это дало? Вот как об этом рассказывают сами пациенты и их близкие.

Я мать наркоманки

– От меня давно отвернулись все родные и знакомые, потому что моя дочь наркоманка, – на глазах у женщины слезы, голос дрожит. – Мне говорили: брось ее, но я же мать. У нее еще 2 детей, им 13 и 5 лет. Когда родился младший, мне позвонили в 6 утра. Говорят: на ваше имя поступил ребенок, а я только одного вырастила. Полдня я думала, потом купила пеленки и забрала его. Все эти годы была мысль: что делать? Я ждала, да простит меня Аллах, что дочка сделает передоз. Я умоляла ее об этом. Я же вся больная, а мне еще внуков поднимать. Если бы мне сказали, умри и твоя дочь станет нормальной, я бы свою жизнь отдала, но это невозможно. Нас спас метадон. Дочь получает его всего месяц, но она стала прежней. Да, это наркотик, но если он лечит, почему не применять? За 11 лет дочь вынесла все из дома. Сейчас она с детьми, а я ищу работу.

Дочь женщины зовут Анной.

– Раньше наркотик был для меня всем, – вспоминает она. – Я просыпалась и бежала искать дозу. Мне надо было 3, а то и 5 доз в день, а это 15 тысяч тенге, и я их находила. Привлекалась. На наркотики меня подсадили подруги. Мне было 22, домашняя девочка. Мама уехала на лечение, я тосковала и мне предложили уколоться. Это был героин.

Муж кололся 20 лет

– Мой муж подсел на наркотики в 90-х,– рассказала Айгуль. – Умный, предприимчивый. Но что толку? Воровал, несколько раз сидел. Страдал он, вместе с ним и я. Многие думали, что он и меня подсадил. Так я выглядела. Благородаря метадону муж стал нормальным человеком. Мы открыли свое ИП. Муж участвует в тендерах, работает по госзаказу, он стал хорошим руководителем. У него нет тяги колоться. Метадоновая программа дает возможность соскочить с иглы совсем, надеюсь, мужу это удастся.

Николай – муж наркоманки.

– Меня в городе многие знают, 11 лет я торгую на рынке стройматериалами, – сказал он. – Жена употребляла наркотики с 92-го года. У нас трое детей. Я ловил ее, бил, бесполезно. После метадона в семью вернулось спокойствие.

Что в метадоне плохого?

– О метадоне ходят всякие небылицы, – сказала Бакыт Туменова [на фото]. – Сейчас будет решаться, станет ли опиоидно заместительная терапия государственной программой. Если от нее отказаться, могут быть вспышки ВИЧ-инфекции. Среди инфицированных 70% – люди от 20 до 35 лет. Треть больных употребляли инъекционные наркотики. Через Казахстан переправляются наркотики из Афганистана и Таджикистана в Россию и Китай. Нашу молодежь сажают на иглу, распространяется ВИЧ. Спасти от этого может метадон. Это как инсулин для диабетика. ВОЗ рекомендует его как эффективный и научно обоснованный метод лечения наркомании.

Мне приходилось общаться с наркоманами. В месяц они тратят на героин от 120 до 180 тысяч тенге. Они обирают семью, воруют. Те, кто им поставляет героин, конечно, против метадона. Против те, кто берет большие деньги за реабилитацию, эксплуатируют наркоманов. Были случаи, когда их вывозили в степь, приковывали к ногам 20-килограммовые гири и заставляли работать.

Как рассказала Сигне Ротберга, метадон в мире используют с конца 60-х годов. Широко стали применять с 90-х, когда началось распространение ВИЧ.

В нашей стране сейчас главная проблема – выделение средств на метадон от государства. Для Актюбинской области это около 3 млн тенге. Присутствовавшие на встрече депутаты обещали решить этот вопрос. Но есть и другие. Например, как быть, если человеку надо уехать в другой город, а метадон он может получать только в Актобе? Как быть, если он попал в больницу и в пункт раздачи прийти не может? Да и не зарегистрирован этот препарат до сих пор в Казахстане. Наркоманам раздают то, что завезли для проекта из глобального фонда. Но Бакыт Туманова заверила: препарат находится на регистрации, вопрос решается. Со временем решат и другие вопросы.

72 в Актобе попробовали метадоновую терапию. Троих осудили, 20 ушли сами, 9 отстранили из-за нарушения режима (пациенты должны каждый день сдавать кровь на наличие уличных наркотиков), 8 снижали дозы и теперь наркотики не употребляют, 1 умер. Сейчас по новому методу лечатся 26 человек. Из тех, кто сейчас получает метадон, 5 женщин, 1 пациент с ВИЧ, 12 имеют работу.

183 тенге стоит 1 доза метадона. В 194 тысячи тенге обходится государству курс лечения наркомана в стационаре.

111 200 человек в Казахстане употребляют инъекционные наркотики.

В нашей области их 5-10 тысяч, на учете состоят более 2 тысяч.

25 670 ВИЧ-инфицированных насчитывается в Казахстане. В основном это люди в возрасте 20-39 лет. 58,3% из них заразились через кровь и общий шприц.

Есенаман Нысанов,

замглавврача наркодиспансера

Метадоновая терапия показана не всем. Она для тех, кто уже не может «съехать» с наркотиков. Пациентов тщательно отбирают. Такой метод защищает наркозависимых от ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов и других болезней, передающихся через кровь: препарат выдается в виде сиропа.

Из 2 000 наркозависимых, которые состоят у нас на учете, мы отбираем тех, кто уже лечился неоднократно, но безуспешно. Остался только метадон. Другим он не нужен – у них ремиссия, т.е. утихание болезни.

Более 3 млн тенге надо на 26 человек, которые уже на опиоидно заместительной терапии. Но кто-то из них может сойти, а вместо них прийти другие. Если метадоновая терапия станет госпрограммой и будет законодательная база, со временем пункты раздачи метадона можно открыть в Хромтауском и Мартукском районах – там больше всего наркозависимых, не считая Актобе.

Как решить проблему наркомании?

Раиса Абашова,

общественная деятельница,

в 1994-1995 годах депутат Верховного Совета РК:

Часто наркоманом человек становится из-за своих внутренних проблем. Это болезнь неудовлетворенности. Поэтому с детства у ребенка надо вырабатывать устойчивость к стрессам. Сейчас это особенно актуально. Для решения проблем наркомании нужны усилия всего общества – государства, НПО. Наркозависимых надо не только лечить – занимать работой, чтобы они могли чувствовать себя частью общества, приносить пользу, а для этого открывать центры реабилитации.

Татьяна Острецова,

директор филиала

ОО «Ассоциация семейных врачей Казахстана» в Актюбинской области, кандидат медицинских наук:

– Надо вести профилактическую работу с детьми уже в садике. С малых лет формировать у них критическое отношение к любой рекламе. Профилактика наркомании в виде акций с сожжением чучел и флешмобами – пустая трата времени и денег. Надо работать с целевой группой. И заниматься этим должны подготовленные врачи и психологи. Чтобы дети не подсаживались на иглу, надо позаботиться о том, чтобы у них на это не оставалось времени. Иногда все начинается с чистого интереса, желания быть крутым. И надо почаще показывать результаты пагубного влияния наркотиков и что происходит с человеком, который их употребляет.

Куралай Каракен,

депутат Мажилиса Парламента:

– Все начинается с воспитания в семье. Корни любой зависимости – наркомании, алкоголизма, игромании, компьютерной зависимости – одни. Противостоять им могут только люди сильные. За детьми и молодежью из благополучных семей идет охота. На их зависимости хотят заработать, поэтому надо быть внимательнее к своим детям. В борьбе с зависимостью надо использовать любые методы, если они дают положительный результат. Для лечения наркоманов нужны реабилитационные центры, где больные могли бы получать не только медицинскую, но и психологическую помощь, а родственники хоть на время отдохнули бы от них.

Бакытбек Тажимбет,

имам Актюбинской городской мечети:

В Коране говорится, что нельзя самому наносить вред своему здоровью, а чтобы вылечиться, надо этого захотеть. Быть терпеливым. Общество не должно отворачиваться от наркозависимых. Наоборот, надо их вытянуть из той среды. Я уже 10 лет имам городской мечети. К нам приходят не только за тем, чтобы почитать Коран по усопшим или дать садака. Часто просят совета. У кото-то муж пьет, у кого-то проблемы на работе, люди ищут понимания и находят. Наркоманы или их близкие к нам никогда не приходили.

Автор — Альмира АЛИШБАЕВА

Комментарии 2

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.

  • logovaldis

    logovaldis

    Вопрос:почему наркоманам дают "дозы" бесплатно, а за прививку от гриппа или еще какой "заразы" я, добропорядочный налогоплательщик, должен рассчитываться из своего кармана?!!!

    0
    0
  • Panzer

    Panzer

    Потому что метадон наркотик до смерти. С него нельзя спрыгнут как с героина. Героин когдато тоже был как сейчас методон. Методон оффициально продается государством. Это такая система распила государственных денег. Ведь если наркомана вылечить он не принесет пользы не кримминалу не государству. Попробуйте методонового наркосана лишить дозы методона он зделает ВСЕ чтоб ее получить.от методоновой зависимости невозможно избавится НИКОГДА.Поэтому снабжат им надо до тех пор пока персона не умрет. А это постоянные доходы. Переход денег из одной копилки в другую- официально.

    0
    0