Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

15332 просмотра

Родниковка – край тьмы, мерзлоты и безводья

 В Родниковке Мартукского района 3 года назад начали прокладывать водопровод. 169 миллионов потратили, но воды нет

В Родниковке Мартукского района 3 года назад начали прокладывать водопровод. 169 миллионов потратили, но воды нет.  В домах, садике и школе холод. При этом с этого года здесь собираются поднять тариф за тепло. Платить по новым расценкам люди отказываются. «Зимой мы отогреваемся, только когда аким с отчётом приезжает, – говорят они. – Тогда школу топят «пушками».

Ни воды,  ни тепла

Едва  въезжаешь в Родниковку, видишь людей, которые несут воду. Кто-то тащит флягу в санках, кто-то волочит на веревке канистру.  

– Вода у нас только в нескольких колодцах, – объясняет нам местный житель Николай. – Я за ней хожу на родник. Туда и обратно 3 км. Бывает, и снег топим.

На улице, где мы встретили Николая, я насчитала 21 колонку. Все они новые, но ни одна не работает. Колонки стоят, как памятники зарытым в землю миллионам бюджетных тенге. 

Но в Родниковке беда не только с водой. Утро бывшей учительницы Бакытжамал Рыскуловой каждый день начинается с топки печки. В Родниковке так живут многие. В домах центральное отопление, но батареи еле теплые, и люди вынуждены заготавливать дрова, кизяк, покупать уголь. При этом еще и платить за тепло.  С каждого дома по 10 тысяч тенге. С 1 января «Мартук-сервис» угрожает изменить тариф. Одни должны за тепло 19 тысяч тенге, другие – 32.

– В 2009 году нам установили тариф за отопление дома – 10 тысяч, это за 39 квадратов, – рассказывает Бакытжамал Рыскулова. – Дома холодно. Муж инвалид. У него пенсия 23 тысячи, у меня – 32. Покупаем уголь, дрова. Ходить за водой к колодцу я не могу. Мы заняли 180 тысяч и пробурили скважину. Я писала в прокуратуру, добилась, чтобы за отопление с нас брали 5 тысяч, теперь цену подняли до 13 тысяч, а тепла нет.  

У Галины Амандыковой дом побольше, каждый месяц она платит за тепло по 10 тысяч тенге. Недавно доначислили еще 34 тысячи. Где взять деньги, женщина не знает. Она предприниматель, но очень скромный. Прямо дома продает селедку и кириешки. На заработанное  покупает уголь.  

–  В 2011 году обещали воду в каждый дом, – говорит Тынбай Ерматов. – Воды нет, весь поселок в ямах. Туда и лошади проваливались, и люди. Подрядчики все бросили, ушли. Колодцев с пресной водой всего 3-5, а у нас 1800 жителей. Государство выделяло деньги, чтобы они были с водой. Аким на отчете говорил, что на водопровод дали почти 200 миллионов.  Где они?  С отоплением тоже проблемы. 5 тонн угля покупаю на зиму. Дома 91-летняя мать, 4 детей,  у нас  почти 60 тысяч уходит на уголь, плюс 10 тысяч  доставка. Газо­провод вели, тоже бросили. 

– Моя супруга – молодой специалист, – говорит Нурлыбек Мухангалиев. – Когда ехали сюда, не думали, что будем воду из города возить.  Но я ее вожу уже 3 года. Колодезная вода только для стирки годится. Дома холод. Мы за зиму отогреваемся только раз, когда аким с отчетом приезжает. Актовый зал в школе тогда заранее греют «пушками». Поселок у нас большой,  но от начала до конца всего 5 фонарей. Вечером учителя и дети боятся идти домой. 

По селу трудно проехать даже днем. Почти всюду припорошенные снегом ямы от недостроенного водопровода. Чтобы в «ловушку» не попала редакционная машина, нам дают провожатого.

Закаляются с горшка

Подъезжаем к детскому саду. Его окна снаружи плотно обиты пленкой.  Когда мы пришли, дети готовились к «тихому часу», под пижамой у каждого теплая кофта. Детей в садике 52, групп – 3. Над дверьми каждой –  подвесные обогреватели. 

Холодно и в местной школе. 

–  Мы питаемся от поселковой котельной, – говорит директор Болат Торебай. – Там уголь плохой. В ноябре СЭН оштрафовал нас за нарушение температурного режима. В среднем в школе +16, бывает и ниже. В коридорах выше 12  не бывает.  

По словам физрука Азамата Жалгасова, из-за холода в школе не работает спортзал. До весны дети на физкультуре будут играть в шашки. Тренировки по казахша курес, куда ходят 64 ребенка, тоже пришлось отменить. РайОО за такое отопление платит каждый месяц 1 миллион 900 тысяч тенге, 157 тысяч – за отопление садика.

По коридорам ДК гуляет холодный ветер. Дом культуры не заброшенный – действующий. На окнах библиотеки замерзли цветы. 

Из-за холода, рассказали местные жители, почта в поселке открывается всего на час. Во врачебной амбулатории такого себе позволить не могут. 

– Перед прививками в кабинете заранее включаем обогреватель, – рассказывают медики. Воды в амбулатории тоже нет. Санитарка тетя Рая таскает ее из соседних дворов. Зато скоро здесь будет Интернет. Когда мы приехали, врач как раз уехала в район решать этот вопрос. 

Родниковцы писали о своих проблемах в прокуратуру, антимонопольный департамент и даже в финпол. Прокуроры узрели в действиях «Мартук-сервиса», самостоятельно установившего тарифы за тепло, нарушение. Такое же нарушение нашел антимонопольный департамент. Предприятие оштрафовали, но теплее от этого не стало.  

– Тариф новый мы предложили, но пока вводить не будем, – успокаивает жителей директор «Мартук-сервиса» Бисенгали Акзамов. – Есть проблема с углем, сейчас будем закупать более качественный. 

Что касается водопровода, по данным облпрокуратуры, Мартукский отдел ЖКХ подписал фиктивные акты и перечислил на счет подрядчика 169 миллионов тенге. Оборудование осталось несмонтированным, башню сдали не по проекту, воды нет. По словам акима района Мади Елеусизова, с подрядчиком – ТОО «АСЭН сервис» – сейчас судятся. Бюджет выделял на водоснабжение поселка 174 миллиона, 169 из них  успели «освоить». Работы собираются возобновить с марта. На газификацию Родниковки выделили 104,3 миллиона в прошлом году, в этом еще 120 миллионов. Газа тоже пока нет. 

В детском саду температура +12. Дети спят в кофтах и пижамах.  || Фото Владимира Зобенко

Автор — Альмира АЛИШБАЕВА

Комментарии 0

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.