Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

13587 просмотров

Человек без дела следует за шайтаном

 На вопросы читателей «Д» отвечает теолог, руководитель центра «Ансар» Аскар Сабдин.

Откуда берутся экстремисты

– Откуда экстремистские группы появились в нашей стране, и почему они активно действуют именно на западе? Как от этого оградить детей? 

Жанна

А.С.: Экстремистские группы, прикрывающиеся религиозными лозунгами, были всегда и почти во всех конфессиях. Сам Пророк Мухаммед неоднократно говорил о том, что некоторые корыстные люди будут злоупотреблять исламом и давать ложную интерпретацию Священного Корана. В истории ислама антисистемные течения называют хариджитами. 

После развала атеистического режима образовался идеологический вакуум. Последствия этого вакуума наблюдались в гражданских войнах (Таджикистан, Северный Кавказ), локальных конфликтах (андижанские события) и терактах. Самой последней в этом списке оказалась наша страна. 

Есть несколько основных причин распространения  крайних религиозных идей и методов. Молодежи преподносятся ложные стереотипы и установки посредством эгоистической интерпретации священных текстов. Идет процесс манипуляции сознанием. Фанатики начинают  обвинять в неверии мусульман, не согласных с ними. Для оправдания своих идей они выискивают ошибки и грехи правителей, публично их порочат, побуждая окружающих к анархии. Хотя в шариате предусмотрен отдельный этикет наставления правителям. Такая спекулятивная теология дает возможность прикрываться благородными лозунгами и призывами. Дозволяется убийство иноверцев, находящихся в мирном договоре с мусульманами, как свидетельствуют события в Аксайском ущелье. Хотя Пророк ислама говорил: «Кто убьет му’ахада (иноверца в мусульманском обществе), тот не ощутит благоухания Рая, хотя аромат его будет ощущаться на расстоянии сорока лет».  

Религиозные фанатики считают дозволенным совершение терактов и самосудов. Хотя в Коране сказано: «Кто убьет человека не за убийство или распространение нечестия на земле, тот словно убил всех людей». Вот основные теологические признаки экстремизма, от которого можно и нужно оберегать детей и молодежь. 


 – Чем занимается центр «Ансар», который вы возглавляете?

Анатолий


А.С.: – Центр «Ансар» занимается информационно-пропагандистской работой, направленной на пропаганду толерантности, межнационального и межконфессионального диалога, профилактику радикализма, экстремизма и терроризма. Мы организуем конференции,  симпозиумы,  семинары, проводим благотворительные  мероприятия. 


 – Что предпринимается в области для борьбы с экстремистскими течениями? В исламе, насколько я знаю, убить человека – грех. Почему люди, считающие себя верующими,  идут на это? Они истинные мусульмане либо религией только прикрываются?

Жанна


А.С.: – В борьбе с экстремистскими течениями принимается масса мер. Я могу рассказать о том, какую работу проводит центр «Ансар». За 11 месяцев мы провели 356 встреч и лекций, на которых побывало 37 тысяч человек. На этих ежедневных встречах в культовых сооружениях, исправительных учреждениях, ДК, учебных заведениях мы разъясняем актуальные вопросы ислама, даем ответы на вызовы современности, ведем профилактику религиозной чрезмерности, раздаем печатные материалы. Кстати, под эгидой центра издано уже 12 книг и брошюр общим тиражом 27300 экземпляров. Эти книги составлены с учетом тех обвинений в адрес традиционного ханафитского мазхаба, которые наблюдаются сегодня среди молодежи. Совместно с представительством ДУМК мы провели 3 обучающих семинара для имамов области.  Кроме этого, организовали 8 благотворительных акций «Ауызашар – Разговение», одно из которых прошло в учреждении 168/2. Для решения особо тяжелых проблем приглашаем ученых, устраиваем их встречи с молодежью.

По просьбам родителей проводим индивидуальные беседы с молодыми людьми. Мы всячески пытаемся решить не только теологические проблемы общин, но и социальные. В ближайшем будущем мы хотим заняться проблемой безработицы среди мусульманской молодежи. Наши предки говорили: «Басы бос адам шайтанға ереді» [Человек без дела следует за шайтаном. – Пер. с каз.].


– Какие нетрадиционные мусульман­ские течения действуют на западе Казахстана? 

Тамара

А.С.: – Налицо наличие  хариджитских идей среди некоторых людей. 


Кто спонсирует духовенство

 – Какие меры предпринимают конкретно религиозные деятели нашей страны для стабилизации ситуации? Укрепились ли за последние 3 года позиции духовенства, и пользуется ли оно бюджетными деньгами?  

Taxsist 

А.С.: – Религиозные деятели начали более активно вести разъяснительную работу. Для них ежеквартально, как я уже говорил, проводятся курсы повышения квалификации и обучающие семинары. Что касается укрепления позиций духовенства, думаю, для этого нужно проводить соцопрос.  

По поводу бюджетных средств. Насколько мне известно, власти поддерживают духовенство через спонсоров и меценатов. Это и выплата расходов на ком­услуги, и зарплата служителей, и т.д. Власти взяли на себя решение этих вопросов, чтобы предоставить духовенству возможность более углубленно заниматься воспитанием общин.


Чего нам ждать?

– Ожидается ли обострение ситуации с терактами в стране или наоборот? Каковы прогнозы на будущее? Кто причастен к терактам в Казахстане – внешние или внутренние силы? И почему при захвате подозреваемых в терроризме чаще их убивают? 

Aika 

А.С.: – Как сложится ситуация, зависит от нас, от родителей, преподавателей, общества и власти. Говорят же: «Кто информирован, тот вооружен». Про  людей, которые творят нечестие на земле под любым прикрытием, сказано в  Коране: «Когда им говорят: «Не распространяйте нечестие на земле!» – они отвечают: «Только мы и устанавливаем порядок». Воистину, именно они распространяют нечестие, но они не осознают этого. Эти люди – не проблема имамов, это проблема всего общества. И главное – переубедить их, оградить от чрезмерности и крайностей. Этим занимались сподвижники Пророка Мухаммеда. Как передает аль-Бухари, такие видные сподвижники, как  Али, Ибн Омар, Ибн Аббас вели научные дискуссии с хариджитами, несмотря на то что последние обвиняли их в неверии и всячески препятствовали диалогу.

Поэтому надо вести диалог, научно и аргументированно доказывать правомочность традиционного ханафитского мазхаба. Существует пик болезни, я считаю, что мы его прошли. Это касается тех регионов, где ведется информационная работа. Что касается внешних сил, то на это лучше ответят геополитики. То же самое я могу сказать и про уничтожения подозреваемых в терроризме при захвате. Этот вопрос вы можете задать на блоге руководителям силовых органов.


Они ушли в веру

– Мой родственник известный спортсмен. Несколько лет назад он ушел в нетрадиционное мусульманское течение. Причем ушел вместе с ребятами, с которыми тренируется. Почему в это уходят спортсмены? Это зависит от лидера? Говорю, что их течение нетрадиционное, потому что представления об исламе, мусульманских обрядах у них несколько отличаются от тех, что мы соблюдаем. Мой родственник не экстремист, но я перестал его понимать. 

Аноним

А.С.: – Если достоверно известно, что человек находится в деструктивном течении, то любой диалог в сфере религии должен быть в рамках исламских наук. Ни в коем случае нельзя давать волю эмоциям. Как говорят арабские специалисты, главным условием диалога с таким человеком являются знания, подкрепленные доказательной базой. Поэтому обратитесь к специалисту,  имаму, теологу или преподавателю ислам­ских наук.


– Мой дядя ушел в веру. Он предприниматель. Кредиты не берет, потому что ему нельзя. Есть проблемы с бизнесом. Что за вера такая?

Алия

А.С.: – Ислам действительно запрещает процентные ставки и ростовщичество. Поэтому ваш дядя действует в рамках шариата. Но и там есть альтернативные источники финансирования. Уже 2 года в нашей стране работают исламские банки – Аль-Хилял Банк, Фаттах-Финанс и другие. Они работают по принципам исламского банкинга. Другой вопрос, что в этих банках не так легко получить кредит и не во всех городах есть филиалы таких банков.


– На фоне всего того, что происходит, очень устрашающе выглядят женщины в черных хиджабах. Кто их носит и почему нельзя прикрываться одеждой светлых тонов?

Аноним

А.С.: – Пророк Мухаммед говорил:  «Одевайтесь в белую одежду, это лучшая из ваших одежд, и заворачивайте в нее своих покойников».  Одеяния мусульман тесно связаны с местностью и временем. Так, например, одев черную одежду в странах Персидского залива, женщина будет удостоена всякого уважения, ей будут уступать место, открывать двери и т.п. Там это признак богобоязненности и праведности. Но в Европе женщина в таком же одеянии вызовет у окружающих раздражение и, возможно, даже ненависть к исламу. Ученые по этому поводу говорят: надо выбирать общую пользу шариата, а не свое личное мнение.  


– Как вы оценили бы религиозную ситуацию в нашей области, насколько она изменилась за последний год?

А.С.: – Религиозная ситуация стабильная. Но нужно учитывать, что сегодня ни одно место в мире не застраховано от террористических актов, в том числе и самые охраняемые объекты, как показали события 11 сентября в случае с Пентагоном, взрывы  во многих столицах, таких как эр-Рияд (Саудовская Аравия), Москва, Мадрид, Лондон и т.д.


 – Изучали ли вы религиозную ситуацию в Кенкияке, Шубарши? По слухам, некоторые из тамошних ребят продолжают ездить в Пакистан. Интересовались ли вы, зачем?

Асима

А.С.: – За год лично я побывал в этих селах с лекциями 4 раза, беседовал с жителями. Насколько мне известно, никто из Шубарши и Кенкияка в Пакистан не выезжал. Возможно, я чего-то не знаю.


 – Один из депутатов мажилиса недавно заявил, что количество культовых сооружений в Казахстане превышает количество спортивных и культурных. Как с этим дело обстоит в нашей области, в районах? 

Ерлан

А.С.: – Я такие сопоставления не делал. Если учитывать спортивные и актовые залы в учебных заведениях, то их гораздо больше, чем культовых сооружений. По последним данным, культовых сооружений не более 3 тысяч, и многие из тех, что находятся в сельских округах, не больше обычных домов.  


Кто молится на зоне

 – Изучали ли вы работу мечетей, которые построены в местах заключения? В колонии Жема отгрохали мечеть лучше, чем в некоторых городах.  Кто там проповедует ислам заключенным? 

Пазылбек

А.С.: – «Ансар» ведет работу с мечетями в исправительных учреждениях. Я лично в течение года 4 раза посещал мусульманскую общину в колонии Жема. Сейчас там от имени нашего центра работает и проповедует имам соседней Эмбы. » 

Из Досье «Д»

Аскар Сабдин, 34 года, родился в Кокшетауской области. Теологическое образование получил в трех медресе Стамбула. Работал преподавателем исламских наук в Московском Исламском Университете и имамом в Соборной мечети Волгограда. 

2001-2011 гг. – канонический редактор московского издательства «Ансар» и сайта islam.ru.

С 2011 года – теолог, лектор, руководитель ОО «Ансар» в Актобе.  

Автор — Альмира АЛИШБАЕВА

Комментарии 1

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.

  • dalg781

    dalg781

    по заголовку - мы все блез дела, кто кому следует его право, ГОСУДАРСТВО не хочет что бл НЕКОТОРЫЕ следовалим по пути шайтана пускай найдет интересы, а то как получается государство как бы хата с краю, а народ вообще в далеке - ИДИОТИЗМ

    0
    0