Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

9049 просмотров

Школы с ограниченными возможностями

 Многие особенные дети хотели бы учиться в обычных школах со здоровыми детьми. И современная педагогика считает, что это правильно. Но наши школы не готовы к этому ни морально, ни технически.

Многие особенные дети хотели бы учиться в обычных школах со здоровыми детьми. И современная педагогика считает, что это правильно. Но наши школы не готовы к этому ни морально, ни технически.

У Даны Мухамбетьяровой с рождения были проблемы со слухом. В 5 лет ей сделали кохлеарную имплантацию. Три года после операции она посещала группу при психолого-медико-педагогической консультации, поэтому в школу пошла уже подготовленной. Однако Дане необходим сурдопедагог, которого в общеобразовательной школе нет.

– Моей дочери очень трудно даются устные предметы, – делится мама Марзия. – Ей также необходим психолог. С возрастом затрудненная речь вызывает у нее смущение и неудобство. 

По словам заведующей республиканской психолого-медико-педагогической консультацией Алии Ерсариной, важно провести кохлеарную имплантацию в возрасте до 1 года. Если делать операцию позже, то в дальнейшем будут трудности.

– Представьте ребенка, который годы жил в тишине, и вдруг после операции на него обрушивается столько шумов, – говорит Алия Ерсарина.

Сегодня в общеобразовательных школах города наравне со здоровыми детьми учатся 640 детей с ограниченными возможностями. Среди них есть дети с проблемами слуха и зрения, с нарушением речи. Это дети, которые заикаются и не выговаривают буквы. Проблемы произношения вызывают трудности при обучении детей письму и чтению. В 23 школах города были созданы  логопедические пункты, где получают поддержку 546 детей. В следующем году городской отдел образования планирует открыть еще 19 подобных пунктов. Уже на протяжении четырех лет в СШ №19 открыты коррекционные классы для детей с задержкой психического развития. В этой школе по облегченной программе обучается 29 детей. Это в своем роде тоже считается инклюзивом, так как школа является общеобразовательной. 

– В одной из школ города в обычном классе, где обучаются 40 детей, учится ребенок с аутизмом, – говорит Алия Ерсарина. – Этот ребенок требует особенного подхода, и поэтому остальные дети остаются без внимания.

– Количество детей не должно превышать 25 человек, – комментирует зав­сектором общего среднего и дошкольного образования Ирина Исаева. – Если в классе обучаются 3-4 особенных ребенка, то детей не должно быть больше 15. 

Однако наиболее ущемленными остаются дети с инвалидностью из-за болезней опорно-двигательного аппарата. 

10-летний Шынболат Исагалиев болеет ДЦП. Вспомогательную школьную программу он осваивает дома. Четыре раза в неделю к нему приходят педагоги по математике, казахскому, литературе и труду. Недавно мальчика посещал новый психолог. Прежний приходил всего пару раз в год.

– Он очень общительный, любознательный, – говорит мама Гульсым Исагалиева. – У Шынболата есть тяга к английскому языку, и он умеет читать на русском, в то время как обучается на казахском языке. В сентябре прошлого года от школы ему выделили компьютер, а этой весной подключили бесплатно к Интернету.

На сегодняшний день 23 ребенка уже имеют дома такие компьютеры. В 2012 году еще у 17 детей появятся компьютеры. Оборудование будет состоять на балансе школы, и по ее окончании компьютеры перейдут к другому нуждающемуся ребенку. 

Гульсым хочет, чтобы ее сын наравне с другими деть­ми посещал обыкновенную школу. И это в прин­ципе было бы правильно, считают специалисты психолого-медико-педагогической консультации. Однако наши школы не оборудованы таким образом, чтобы дети с проблемами опорно-двигательного аппарата могли их посещать.

Кроме общеизвестных проблем – отсутствие пандусов, подъемников, широких дверных проемов, специальных туалетов. Существует и другая проблема – слабая подготовка специалистов. По словам Ирины Исаевой, в вузах будущие педагоги не проходят курс по работе с детьми-инвалидами, и при обучении таких детей молодые специалисты пребывают в растерянности.

Автор — Ярослав ДРОБИНИН

Комментарии 0

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.