Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

4989 просмотров

Зимовка – труба!

– Люди смотрят на нас, как на бешеных собак, и детей своих учат обходить нас стороной, – говорит 57-летний Абай, который уже 12 лет живет на улице.

– Люди смотрят на нас, как на бешеных собак, и детей своих учат обходить нас стороной, – говорит 57-летний Абай, который уже 12 лет живет на улице. – А что нас бояться? Мы – никто.

Остаемся зимовать

На прошлой неделе в редакцию позвонил мужчина и пожаловался, что в их доме по ул. Алтынсарина прямо под окнами на трубах теплотрассы живут бомжи. Собираются вечерами человек по 20, пьют, спят тут же.

– Мы боимся за детей, вдруг они обидят, – сказал Серик. – А полицейские ничего не делают.  

Корреспондент «Д» отправился во дворы, которые указал читатель, но бомжей там не было. Отыскали их в нескольких кварталах от этого места, недалеко от планетария. Четверо мужчин сидели на трубах, на ящике перед ними был их жалкий ужин – какой-то красный соус в пластиковом поддоне, кусок хлеба и замерзшие соленые огурцы. Все это явно с помойки. Но мужчины утверждают, что пищу они себе покупают на заработанные деньги. Зарабатывают они, собирая бутылки, а те, кто постарше, милостыню просят.

– Нам не подают, сразу говорят, иди работать, – говорит Марат, ему лет 35.

Мужчины говорят, что весной и летом они без труда могут найти работу, трудятся на стройках, работают у корейцев на плантациях. Там и еду дают, и переночевать есть где. А вот зимой очень трудно приходится: ни работы, ни крыши над головой. Открытых подвалов и подъездов сегодня практически нет, у всех домофоны и железные двери, а в колодцах находиться опасно. Мужики вспоминают страшилки, как их сотоварищи задыхались в запертых люках, или как жестокие сантехники ломали ноги монтировками.

– Вчера Костяна в больницу забрали, ног, наверное, лишится, два дня лежал здесь без движения, пока люди «скорую» не вызвали, – рассказывает Марат.

У старшего Абая лицо пунцовое, глаза гноятся и перебинтованы руки.

– Этой ночью сильный мороз был, настоящий крещенский, – рассказывает Абай. – Видимо, подморозило меня.

Спят бомжи тут же, на трубах. Главное, говорят они, нужно укрыться с головой. Сколько бы одежды не было надето, все равно холодно, укрываться надо. Сгодится все: от картонки до пледа, найденного на помойке.

– Вечером покупаем себе пузырек, без этого точно замерзнуть можно, – говорят мужчины. – Но иногда водку забирают полицейские. Прямо выхватывают и выливают перед нами.

У всех, кто оказался на улице, своя история, только они очень похожие, пил, жена выгнала, идти некуда. В подобной переделке оказался и Серик: жил в Кандыагаше, работал на вахте, хорошо зарабатывал, но выпить всегда любил. Его сожительница не выдержала и выставила мужчину за дверь. Молодой человек бродяжничает всего 20 дней, он еще в приличной одежде и обуви, но уже знает, где в городе есть точки ночевок, как общаться с ментами и ни в какую не хочет в бомжатник.

– Только не фотографируйте меня, в Актобе живут мои братья и сестры, я не хочу, чтобы они обо мне узнали, – просит Серик.

– Жители этих домов добрые, иногда кушать выносят, одежду старую дают, – говорит Абай. – А придешь в другое место, люди смотрят, как на бешеных собак и детей учат обходить нас стороной. Не бойтесь нас!

Бомжи бывают разные

– Те бомжи, которые ходят по мусоркам, все – бывшие наши, – говорит Айдархан Наурызгалиев, директор центра временной изоляции и адаптации для лиц без определенного места жительства. – Многие пьют, не просыхая. Таких мы отчисляем за нарушение порядка. Иногда полиция привозит их к нам, они пишут заявление и уходят, или полежат тут у нас недельку, подлечатся, искупаются, наедятся и снова – на улицу. У них образ жизни такой, они не могут нормально осесть где-нибудь. Такие бомжи безобидные, наоборот, они сами становятся жертвами нападений. Их могут забить подростки, почему-то это сейчас часто случается. Так что бояться их не стоит, они вряд ли обидят, а вот заразить могут.

Только в прошлом году в «бомжатнике» выявили 20 случаев туберкулеза, сальмонеллез, дизентерию и гепатит С.

Сегодня в центре для бездомных 90 человек, половина из них женщины. Встречаются тут и молодые, тем, кому только исполнилось 20, но основная масса – это люди 40-50 лет.

– Люди попадают сюда по разным причинам, и не все из них конченные. Просто иногда жизненные обстоятельства так складываются, – говорит Айдархан Наурызгалиев. – Был у нас один ветеран трудфронта, у него 5 медалей. Жил в России, приехал сюда в командировку, влюбился в женщину, остался. Его родные дети писали ему письма и просили навестить больную жену, но он не ездил, даже когда она скончалась. А когда не стало второй жены в Актобе, уже ее дети выгнали старика на улицу. Умирая у нас, он говорил, что кается и очень жалеет о том, что так и не съездил к родным детям.

Были и другие истории. Более 8 месяцев в «бомжатнике» скрывался преступник, который был объявлен в розыск, он назвал чужую фамилию, и пока работники центра пытались восстановить ему документы, спокойно жил здесь.

– Зимой у нас все переполнено. Центр рассчитан на 65 человек, а в холода у нас в два раза больше. В прошлом году акимат помог приобрести нам двухъярусные кровати, хоть и в нарушение санитарных правил, но куда людей девать, не выгонишь же погибать на мороз.

Есть в подвале «бомжатника» ночлежка. В крещенские морозы здесь ночевали около 20 человек. В подвале есть списанные матрацы, дают чай.

Ольга ДАНИЛЕВСКАЯ

Автор — nata

Комментарии 0

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.