Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

6107 просмотров

Пациента теперь должны носить на руках

С 1 января за каждого пациента больницы получают деньги в зависимости от того, правильно ли лечили больного, не грубили ли ему.

С 1 января за каждого пациента больницы получают деньги в зависимости от того, правильно ли лечили больного, не грубили ли ему. А пациенты по Интернету могут зарезервировать койку в любой больнице, если предстоит операция. 

Новая система здравоохранения внедряется с начала года. И пока ещё людям совсем непонятно, как всё будет работать.

Зачем нужна новая система?

– Мы оказались в той ситуации, что почти все медики перестали быть заинтересованными в здоровье населения, – делится своим мнением Нуржан Шумбалов [на фото снизу], директор департамента комитета оплаты медуслуг по Актюбинской области. – В районах сегодня 98% помощи – это экстренная, когда больного уже опасно куда-то отправлять. Даже операции по удалению аппендицита перестали делать. Почему такое произошло? Районные врачи потеряли доверие, да и сами не особо рвутся работать, совершенствоваться, они знают, что получат свое, сколько бы ни сделали. В поликлиниках не лучше – врач пришел с утра, отсидел, ему лучше, если никто не приходит на прием или можно направить к другому врачу. Или частая ситуация – в поликлинике врач отсидел положенные часы, спешит в частную клинику. А там все врачи настроены только на прибыль. В общем, сложилась ситуация, что человек не может нормально получить медицинскую помощь. Причем денег на здравоохранение выделяется много. Но население не стало здоровее, а вот жалоб больше.

Новая же система должна поломать эти устои. Клиники и врачи отныне, по замыслу авторов нововведений, должны бороться за пациентов. Госзаказ на предоставление гарантированного объема бесплатной медпомощи будет распространяться и на частные клиники. Теперь медицин­ские услуги – это товар, и его нужно будет грамотно предлагать и делать все, чтобы не только вылечить больного, но и чтобы он остался доволен тем, как его лечили.

– Главврачи будут заинтересованы, чтобы все было хорошо, и персонал пациента на руках носил, – продолжает Нуржан Шумбалов. – Ведь мы будем оплачивать каждый пролеченный случай, учитывая не только соответствие лечения протоколам. Если с больного потребовали какие-то лекарства, мы высчитаем эту сумму. Или, допустим, лечили хорошо, правильно, больной выздоровел, но какая-то медсестра или санитарка нагрубила – пациент написал жалобу, опять же клиника не получит полную сумму.

Чтобы получить деньги за пациента, после его выписки клиника отправляет электронную форму в информационно-аналитический центр. Учитывается все, вплоть до того, сколько времени больной провел в приемном покое. Заполняется форма при помощи кодов, которыми «шифруют» диагнозы, виды операций, названия медикаментов. Полученные формы информационно-аналитический центр делит на 3 потока: без дефекта, с дефектами объема, с дефектами качества. Те документы, которые без дефекта, сразу поступают в комитет по оплате медуслуг, и счета оплачиваются. Остальные формы изучают эксперты. Они анализируют, почему на пациента затрачено больше средств, в достаточном ли объеме он получил лечение и прочее. Если что-то вызывает сомнения, то в клиниках запрашивают истории болезни.

– Есть случаи, когда мы не можем разобраться, – говорит Нуржан Шумбалов. – Врач может хорошо описать, а больной жалуется или вообще умер. Тогда мы направляем документы в комитет контроля за качеством медуслуг, они проводят свое расследование.

Наличие грубой врачебной ошибки, обоснованной жалобы пациента, необоснованной госпитализации в стационар, оплаты пациентом своего лечения является основанием для наложения штрафных санкций от 10 до 100%.  

В больницу – только тяжелые

– Стационарная помощь у нас самая дорогая, – говорит глава комитета по оплате медуслуг. – У нас по традиции считается: если болеешь, лечиться надо только в больнице. Это пошло от советской медицины, тогда существовало 12 показаний к госпитализации, в том числе с профилактической, диагностической, социальной целью, бывало даже такое: у больного дома горячей воды нет, надо его в стационар. Естественно, в больницах не хватало мест. А врачи в поликлиниках были, как диспетчеры. Это все неправильно. Во всем мире кладут в стационар, когда пациенту 24 часа требуется наблюдение врача, существует угроза жизни, пациент опасен для окружающих (заразный или буйный). Если ты можешь обойтись без врача, можно лечиться дома, ходить в дневной стационар.

Вот к этому и будут стремиться сейчас. Расчеты показали, что в прошлом году 20 процентам пациентов, которые находились в стационарах, не требовалась госпитализация. Так что теперь, чтобы получить направление в стационар, нужно иметь очень серьезные показания, за необоснованную госпитализацию клинику ждут штрафы. Зато увеличилось количество дневных стационаров, госзаказ на эти услуги получили даже многие частные клиники: «Айгерим», «Куаныш», «Асем», «Медикус центр» в с. Каргалы, «Шапагат» – в Кандыагаше. Кроме того, дневные стационары также есть во всех райбольницах и поликлиниках. Средства на покупку медикаментов в дневные стационары уже выделены, и немалые, – уточнил глава комитета по оплате медуслуг.

Также госзаказ получили такие частные учреждения, как центр «БИОС», где делают гемодиализ для больных с хронической почечной недостаточностью, и роддом «Саяжан». Они полностью будут работать по госзаказу, их деятельность будет оплачиваться за счет государства.

– Уже сейчас клиникам перечислили до 20% всей суммы договора для приобретения на первое время медикаментов и других необходимых материалов для оказания медуслуг населению, – говорит г-н Шумбалов. – Этого никогда не было. Как правило, больницы получали средства в конце первого квартала.

Как попасть в больницу

Регулировать потоки больных, которые нуждаются в плановом лечении в стационаре или проведении неэкстренной операции, будет областное бюро госпитализации. Например, участковый врач или узкий специалист направляет пациента на операцию по удалению желчного пузыря. Врач звонит в бюро госпитализации и спрашивает, в каких больницах есть место. При этом пациент может сам выбрать лечебное учреждение и не только в Актобе, но и в других городах республики. По электронной базе клиник, которая обновляется каждое утро, в бюро дают информацию, когда этот больной сможет лечь в больницу. Если очередь в какую-то конкретную клинику большая, ему могут порекомендовать другую, где есть свободные койки.

– Исключение составляют только узкоспециализированные клиники, где делают высокоспециализированные операции, например шунтирование, замену суставов, сложные операции на легких, – говорит Нуржан Шумбалов. – Направления в такие медцентры будут получать, как и прежде, по квоте через облздрав.

Сколько потратят на медицину

В областном бюджете на 2010 год заложено более 15 миллиардов тенге на нужды системы охраны здоровья. 5,4 миллиарда тенге из них – на оказание стационарной и стационарозамещающей помощи населению.

За поликлиники возьмутся через год

В поликлиниках пока серьезных изменений нет. Те же очереди в коридорах, то же равнодушное отношение врачей.

– Уже сейчас любой житель области может раз в год выбрать поликлинику и врача, – говорит Нуржан Шумбалов. – Но пока врачи не будут заинтересованы экономически, ничего не изменится. А вот если платить за каждого пациента, и результат спрашивать, то отношение врачей тоже изменится.

Но реформа коснется поликлиник лишь на следующий год.

Ольга ДАНИЛЕВСКАЯ

Автор — nata

Комментарии 0

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.