Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

13021 просмотр

Наливай, чайханщик, чаю вместо крепкого вина

Сегодня не будет древностей и истории. Вам наверняка интересно, как живут современные узбеки. Попробую немного рассказать об этом. Во всяком случае, о том, что увидела сама.

Сегодня не будет древностей и истории. Вам наверняка интересно, как живут современные узбеки. Попробую немного рассказать об этом. Во всяком случае, о том, что увидела сама.

Поезда и «Узбекфильм»

Из Актобе в столицу Узбекистана мы поехали на поезде Уфа-Ташкент. Отправление из Актобе раннее – в 6 утра, так что пришлось будить спящих на наших местах пассажиров. На наши требования показать билеты и сверить места, мужчина заявил, что у него целых 5 билетов. И он действительно показал нам эти 5 билетов, места которых с нашими не совпадали, у них были боковушки. Тут вмешался проводник, сказал, что мужчина с мамой его знакомые, и выделил нам полки прямо в первом купе.

Уже в 7 утра в вагоне начал работать базар. Продавали все: от носков и халатов до фенов и посуды.

Ехать до Ташкента сутки с небольшим. Уже рано утром все пассажиры завозились, начали собирать постель и готовиться к таможне. Чувствовалось, что процедура прохождения границы вызывает у них трепетный ужас. Через время мы поняли, почему. Все узбеки были затарены под завязку: везли конфеты коробками, муку и макароны мешками, сапоги и детскую одежду. Казахстанские пограничники и таможенники к соседям очень пристрастны – проверяют каждую сумку. Некоторых мужчин, те, которые, видимо, очень не понравились, вызывают в купе проводника. Минимальная ставка для «непонравившихся» – 10000 сумов (чтобы быстро перевести в тенге, делите на 10).

К узбекской границе местные подъезжают уже в бодром настроении. Свои так не шерстят, но есть другие тонкости. Для въезда на территорию Узбекистана не требуется миграционной карточки, зато обязательна таможенная декларация, в которой нужно указать все деньги, золотые украшения, которые на тебе, и даже оценить в приблизительную сумму поношенные вещи. Декларацию заполняют и сами узбеки.

Ездить в поездах пришлось и по территории самого Узбекистана. Но эти поезда, к слову, приятно поразили.

В Самарканд мы добирались в обычном сидячем вагоне. Не стоит морщиться, вагон действительно общий, но на каждого пассажира предусмотрено свое кресло, которое может откидываться так же, как в самолете. Под потолком – телевизор. Четыре часа путешествия скрашивают фильмы узбекского производства: тут и боевики, и мелодрамы, и молодежные комедии. Причем герои фильмов разговаривают, как и в жизни, на двух языках: узбекском и русском.

Пакет с деньгами

Найти работающий обменник после 16 часов практически невозможно. Но местные никогда и не меняют деньги в официальных обменниках. Для этого существуют менялы. Обменять по «черному» курсу готовы и хозяева гостиниц, у каждого таксиста есть дяди, братья, которые примчатся к вам в любое место и поменяют доллары и рубли. Кстати, российские рубли почему-то в официальных обменниках не меняют вообще, зато есть английские фунты стерлингов, турецкие лиры. Курс у «черных» менял намного выгоднее, чем в обменниках. Если официально 1 доллар стоит 1400 сумов, то с рук за доллар дают 1600 и даже выше. Теперь представьте, 100 долларов – это 160000 сумов, а самая большая купюра – 1000 сумов. Представляете, какой «пресс» вам дают – полторы пачки. В наш кошелек такие деньги не помещались, приходилось носить в пакете или сумке.

Отсчитать нужную сумму, например в 20000-30000 сумов, – тоже дело небыстрое. Местные же делают это мастерски, чуть ли не на глазок.

Настоящий плов бывает только утром

Одной из важных причин, по которой мы отправились в Узбекистан, была пища. Ну где еще можно попробовать настоящий плов? Так вот, плов узбеки, оказывается, едят только до обеда. Считается, что это очень тяжелая пища. Есть даже такое понятие «утренний плов» – в некоторых гостиницах его подают на завтрак. В кафешках же плов обычно бывает с 12-ти, в это время открывается казан и откушать его можно до 14 часов.

Что такое настоящий узбекский плов? Он обязательно из баранины, подается в большой тарелке слоями – внизу рис, сверху лук, морковка и мясо. В Самарканде в плов принято добавлять горох, а в Бухаре – изюм. И, конечно, запах. Настоящий запах придают плову пряности, главная из которых зира.

Хорошо же покушать в Узбекистане можно везде. Одинаково вкусно кормят в маленьких шашлычных и в ресторанах. Разница только в ценах и выборе блюд.

Возле маленьких забегаловок, которые располагаются в частных домах, сидят шашлычники-зазывалы. Перед ними витрина или столик с разными видами шашлыка, а их больше 10, прямо тут сразу можно заказать, и шашлычник лично принесет вам заказ. В одной такой маленькой кафешке нас очень удивили, когда на 2 порции принесли 8 палок шашлыка.

Пробовали еще шорпу, самсу, лагман. Но плов и шашлык были самыми запоминающимися.

Везде в местах общепита подают чай в чайниках, чаще зеленый, и лепешку.

Стоит еда недорого. Палочка шашлыка от 800 узбекских сумов (делите на 10!), лагман и плов – от 1500 сумов. Целый чайник чая – 200 сумов.   

Что касается алкоголя, в меню кафешек спиртного мы не увидели, но заметили, что в заведениях его подают. А вот в магазинах все спиртное, кроме пива, продается в спецотделах, но эти отделы есть не везде. 

Гуттаперчевые пассажиры маршруток

В Ташкенте есть метро с эскалатором и красивыми станциями. Вообще, в столице проблем с общественным транспортом, да и вообще с транспортом, нет. Пробки бывают редко, автобусы, трамваи и троллейбусы не переполнены.

А вот в Самарканде пришлось помучиться в маршрутках, которые там основной вид общественного транспорта. Маршрутки курсируют там местного производства завода «Дэо» – «Дамасы». Чтобы сесть на последние сиденья маршрутки, нужно перелезть через среднюю откидную сидушку. Езда на последнем третьем ряду маршруток требует тренировок. Нам, неподготовленным, проделывать эти гимнастические номера было трудно, очень неудобно, но зато очень весело.

В Бухаре маршрутки уже другие – «РАФики», но, говорят, скоро и их менять будут. Правда, не на мест­ные «Дамасы», а на российские «ГАЗели». 

Кому в Узбекистане жить хорошо?

С работой в стране трудно, а средняя зарплата – чуть больше 100 долларов. Поэтому то, что многие мужчины-узбеки уезжают на заработки в Казахстан и Россию, ни для кого не секрет. Работают, в основном, на стройках, базарах и в сельской местности.

– Разве бы я смог здесь заработать на микроавтобус? – делился с нами водитель маршрутки в Бухаре. – Уезжаю туда весной, приезжаю домой поздней осенью. Работаю в Подмосковье. Работу найти легко, местные ведь неохотно идут на стройку. Раньше ездили нелегалами, сейчас наше министерство труда помогает в выезде. То, что там зарабатываю, хватает потом на целый год.

Популярной работой у узбекских мужчин считается частный извоз – машин у вокзалов и базаров больше, чем приезжающих и покупателей. За клиента чуть ли не дерутся.     

Еще большая часть населения туристических Бухары и Самарканда зарабатывают на хлеб собственным мастерством, изготавливают сувениры.

На площади Ляби-Хауз в Бухаре мы встретили мужчину, торгующего узбек­скими монетами. На них уже давно ничего невозможно купить, потому что монеты вышли из обращения, продаются только в качестве сувениров.

 – Как на нас отразился кризис? Да никак, – ответил дядька на наш вопрос. – Как не было ничего, так и нет. Только, наверное, в этом году туристов меньше будет.

Туристический сезон

Пока поток желающих увидеть восточных ровесников Рима и Афин не иссякает, признаются гиды, но желания их становятся скромнее. Многие в связи с кризисом стали путешествовать экономнее. В почете стали недорогие частные гостиницы и постоялые дворы. Найти эти гостиницы довольно просто, они, как правило, находятся в центрах старинных городов.

– Самая горячая пора у нас – весна и осень, – делится наш гид в Самарканде Диля.– В это время проходят всякие фестивали, широко празднуется Навруз. А летом у нас очень жарко, в это время года приезжают, в основном, туристы из Пакистана, Ирана, те, кто привык к такому климату. Зимние каникулы традиционно проводят здесь россияне. А вообще, в последнее время во все времена года наш город стал популярен у китайцев и корейцев.

В поезде, следующем из Самарканда в Бухару, мы встретили француза Тома вместе с подругой и двумя большими собаками. Он хорошо говорит по-русски, путешествует по Средней Азии. Весь вагон ходил знакомиться с Томом. Интересовались, что французам понравилось в Узбекистане, и как собаки переносят дорогу.

И наутро, прибыв в Бухару, проводник ласково разбудил французов словами: «Франсия, пора!»

Восточный базар

Самые длинные ряды на базарах – это овощные, ряды с сухофруктами и, конечно же, хлебные. Вообще, хлеб в Узбекистане – это, в основном, лепешки. Причем самаркандские считаются самыми вкусными и искусными. Они и вправду очень пышные, высокие, блестящие, украшенные пряностями и маком, но вот, как говорится, на вкус и цвет товарищей нет, нам больше по­нравились мягкие лепешки в Ташкенте.

Чай узбеки любят зеленый, выращивают сами в Ферганской долине и продают нефасованным прямо из мешка. Стоит такой чай, впрочем, недешево: около 3500 сумов за 100 граммов.  

Конечно же, нельзя пройти на базаре мимо специй. Чтобы покупатель почувствовал запах отдельных специй, их насыпают в специальный картонный или бумажный поднос и дают понюхать. Обязательно нужно приобрести у торговца специями зиру, которая просто незаменима для приготовления настоящего узбек­ского плова. Для плова же можно купить барбарис. Очень рекомендую еще и сбор для чая.

Что касается сувениров, то их лучше приобретать в мастерских, где они делаются. Привезти же оттуда можно что угодно: от булатного ножа за 500 долларов до расписной пиалушки за 5000 сумов. Еще можно купить картинки на коже, батик – тончайший шелковый шарф, сюзане – вышитое панно. Еще популярны деревянные изделия – подставки для книг, пеналы, шкатулки и, конечно же, национальная одежда и головные уборы.

Еще в Бухаре в центре города есть уникальный золотой базар. На нем торгуют только золотом, и посетителей там даже в кризисный период не протолкнуться. Многие, правда, как и мы, ходили туда просто поглазеть. 

Граница на замке

Почему-то купить билеты на поезд из Узбекистана в Актобе невозможно. В кассе нашего вокзала предупредили, что Ташкент не дает места. Пришлось брать обратный билет из Шымкента.

Узбекско-казахстанская граница находится в пригороде Ташкента, до нее всего 14 километров. Но таксисты не соглашаются пересекать границу, довозят только до нее, а там, говорят, пешком идите. Чтобы успеть на поезд, мы отправились на границу в 6 утра. Оказалось, что она еще закрыта. Пост работает с 8 утра до 18 вечера. Пришлось стоять на улице еще 2 часа. До открытия границы выстроилась огромная очередь. Все, в основном, узбеки. Бабушки и дедушки с утра выходят на сарыагашский базар, продают лепешки, самсу, молоко. Мужчины работают в Казахстане.

На границе вся образовавшаяся очередь перемешалась – кто-то кинулся в очередь к таможенникам, кто-то заполнял декларацию. Дальше снова очередь – теперь уже к пограничникам. Тут-то начисто и забываешь о личном простран­стве, которое так неприкосновенно у европейцев и американцев и которое каким-то непостижимым образом сохраняется даже в многомиллионном потоке пассажиров амстердамского аэропорта, – тут все становятся толпой. Пожалуй, это единственное неприятное ощущение от Узбекистана.

Дальше был пост наш, почему-то не такой многолюдный или, может, лучше организованный, и мы в Сарыагаше. Сразу за воротами границы на всех выходящих накидываются уже наши таксисты. Они даже хватают за руки. Тоже не очень приятное ощущение, но нас спасает таксист, которому требуются как раз 2 пассажира. Дорога от Сары­агаша до Шымкента – это больше 100 километров. 500 тенге с каждого за эту поездку, даже после Узбекистана,  кажется почти даром. 

А дальше был наш поезд, и снова наши места оказались занятыми. Наверное, мы с узбеками в этом очень похожи.

Цены [курс сума к тенге – 10:1] 

Гостиницы 30-50 долларов
Бензин 1 100-1 400 сумов
Обед на двоих 5 000-12 000 сумов
Лепешка 800-1 500 сумов
Входные билеты в музеи, исторические места 4 000-6 000 сумов
Экскурсоводы 6 000 сумов один объект
Проезд в метро, общественном транспорте 400-500 сумов
Поезд Актобе-Ташкент (плацкартный вагон) 6 800 тенге
Поезд Ташкент-Самарканд 12 000 сумов

 Актобе-Ташкент-Самарканд-Бухара-Ташкент-Актобе

 

Автор — editor

Комментарии 0

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.