• 18730 просмотров
Казахи сватались по средам
– Но сначала отец жениха направлял в дом невесты уважаемого в своей среде человека – жаушы, – рассказывает Арман Бисембаев, директор областного центра истории, этнографии и археологии. – Садясь на коня, одну штанину он заправлял в сапог, а другую выпускал поверх голенища. Это означало просьбу к отцу невесты быть снисходительнее. Кроме того, это было знаком нарушения существующего положения вещей, чем, по сути, и является переход члена одной семьи в другую. Как символ-намек, означающий будущий приезд сватов, жаушы оставлял в доме девушки шило, спрятав его под кошмой.
С давних времен у казахов женились, сосватав невесту и отдав за нее калым. Досвадебный обряд начинается со сватовства.
– Но сначала отец жениха направлял в дом невесты уважаемого в своей среде человека – жаушы, – рассказывает Арман Бисембаев, директор областного центра истории, этнографии и археологии. – Садясь на коня, одну штанину он заправлял в сапог, а другую выпускал поверх голенища. Это означало просьбу к отцу невесты быть снисходительнее. Кроме того, это было знаком нарушения существующего положения вещей, чем, по сути, и является переход члена одной семьи в другую. Как символ-намек, означающий будущий приезд сватов, жаушы оставлял в доме девушки шило, спрятав его под кошмой.
Жаушы в доме девушки давал подарок, называемый каргыбау (буквально ошейник) и сам получал в подарок лошадь или халат – шеге шапан (гвоздь-халат). Кстати, жаушы в буквальном смысле означает соперник, враг, а в случае сватовства – гонец или вестник. Преподнесенный им подарок каргыбау означал достижение договоренности. Далее следовало само сватовство. Но в разных регионах, иногда даже в пределах одной области обряд этот отличался. Эти отличия есть и сегодня.
Кстати, сваты для своего визита выбирали «счастливые» дни – среду или четверг.
Белый баран для сватов
Обряды официального сватовства начинались с прибытия главных сватов, количество которых могло колебаться от 3-4 до 20-30 человек. Количество сватов зависело от богатства и значимости сватающегося, но стремились к тому, чтобы число в целом было нечетное. По данным этнографов начала ХХ века Н.И.Гродекова и А.А.Диваева, сваты сначала останавливались у родственников отца невесты, посылая оттуда извещение о своем приезде. Это делалось для того, чтобы принимающая сторона – отец невесты – могла достойно подготовиться, поставив юрту для гостей и известив свою родню.
Уже по прибытии сваты в присутствии гостей делали предложение, которое положительно закреплялось закланием белого барана (или с отметиной на голове (сары каска) и прочтением молитвы и благословения (бата). Казахстанские этнографы Х.Аргынбаев и А.Толеубаев сообщают о клятвенных обещаниях, скрепляемых кровью (ант берісу), когда в чашу с кровью барана сваты опускали пальцы. Как один из вариантов, отмеченный Толеубаевым, главные сваты – родители жениха и невесты – делали небольшие надрезы на внутренней стороне большого пальца и ранки прижимали друг к другу.
К числу ритуальных угощений при сватовстве относится особое блюдо куйрык бауыр, состоящее из курдючного сала и бараньей печени. В некоторых районах Казахстана (на востоке) подавали – тос, баранью грудинку. Еще один этнограф конца XIX века П.Маковецкий говорит о том, что при спорной ситуации, было ли сватовство, бии (судьи) спрашивали, было ли угощение куйрык бауыр, и при утвердительном ответе факт сватовства считался доказанным. То есть данный обычай имел и юридическое значение в семейном праве казахов.
Шашу на радость
Во время церемонии сватовства проводились шуточно-состязательные игры, направленные на сватов, задача которых была не обижаться. А.А.Диваев пишет, что молодые женщины угощали сватов грудинкой барана, урюком и другими сладостями, спущенными через шанырак в кожаном ведре для дойки кобыл (конек). Сваты в свою очередь после угощения оставляли в ведре деньги. К числу особых широко распространенных обрядов у казахов относится обычай, подчеркивающий общественное одобрение и максимальное благопожелание – шашу, осыпание продуктами: баурсаками, куртом, сушеными фруктами, мелкими монетами. Этот обряд встречается не только на свадьбе, он отмечает «пороговые», переходные моменты жизни человека.
К числу досвадебных церемоний относится обряд олі – тірі, при котором стороне невесты давали самца барана – кошкара, которого закалывали в честь духов предков (аруактар) и созывали аксакалов. Особенность этой жертвы подчеркивает казахстанский ученый Н.Шаханова, отмечая, что тушу должны были отварить полностью, «не выбросив ни одной кишки».
В досвадебный период отношения жениха и невесты регламентированы большим количеством запретов и требований, и здесь на первый план выступает обряд урын бару – ритуальная встреча жениха и невесты посредством также представителя другого рода снохи (женге). Многие запреты на женге не распространяются. Жених при тайном приезде специально пригонял тестю верблюда в виде штрафа – айып.
Испытания для жениха
Вообще, путь жениха полон самых разных препятствий, которые можно преодолеть, преподнеся в качестве откупа подарок. Так, например, положенные поперек дороги шест – бакан (для поднятия шанырака) или привязь для жеребят (желі) нельзя обходить или перешагивать. Многочисленные подарки – откупы подчеркиваются пословицей «невеста может быть без калыма, но не без подарков» (калынсыз кыз болса да, кедесіз кыз болмайды). Очень древними обычаями, уходящими корнями в глубокое прошлое, являются жертвенные выливания в огонь очага растопленного жира. Причем это делалось не только невестой в доме свекра, но и женихом после первого посещения юрты тестя – босага аттау, во время чего жених не садится на почетное место, а остается в углу, между первой и второй составными частями решеток юрты – т.е. в углу, жапсар. В обязанность жениха входили три поклона (тежім) – духам предков, главе дома и матери невесты.
При посещениях невесты гостевая юрта жениха, находящаяся далеко от аула невесты, в каждый следующий раз ставилась ближе. Исследователь XIX века И.Ибрагимов пишет, что по расстоянию между кибиткой жениха и аулом невесты даже незнакомый казах может определить, в который раз жених приехал. Но обычно в третий приезд устраивалась свадьба, привозилась оставшаяся часть калыма, называемая «сут акы» – плата за материнское молоко, шанырак для новой юрты, дверные косяки – босага, половина необходимых для возведения юрты кошм.
Что вам нравится и не нравится в сегодняшних свадьбах?
Светлана Айтбаева,
артистка областной филармонии:
– Нравится, что сейчас люди стремятся воссоздать народные традиции. Как-то моя родственница выдавала замуж дочь и попросила меня помочь провести свадьбу интересно. Я просмотрела в библиотеке массу литературы и сделала открытие: оказывается, у казахов был обряд шар
-
Ответственность за прорыв плотины в Актюбинской области грозит частной компании
-
15 млн тенге пожертвовал Димаш в благотворительный фонд
-
Что важно знать при вывозе иностранной валюты из Казахстана?
-
Арестованный на 15 суток замакима больше не работает в акимате
-
Свой Хатико появился в аэропорту Актобе
-
Суд над Бишимбаевым. Прямая трансляция
-
Какие дороги будут ремонтировать в этом году
-
Жителей сел Мамыр и Нура эвакуировали из-за угрозы затопления
-
Открыть «Шератон» хотят в этом году
-
Военные и ДЧС будут укреплять дамбы в Иргизском районе
-
В Актобе на дорожной разметке разбазарили бюджетные деньги
Если главному представителю указанного товарищества применить (к примеру) допрос четвёртой степени с пристрастием, то следы хищения, откатов и приписок безусловно приведут к Заказчику... А они... -
Сельчане собрали 3,5 миллиона, наняли технику в Каракуме, спасают аул от наводнения
Люди сами себя спасают, а спекулянты на технике зарабатывают. где такие расценки взяли, за каждую единицу транспорта в день 165 тысяч тенге? как наживаются!!! В... -
Полиция задержала представителя известного благотворительного фонда
Кули с ней чокаться и время терять? Во время ЧС как в условиях приближённых к боевым - к стенке падлюку -
Бесплатно не пойду - актюбинцы высказались о субботниках
Нынешний субботник в моём личном понимании: это не тот выходной день, когда директор и техничка работают бок о бок у всех на виду, очищая свою... -
Специалист из Германии поможет нашим детям с аутизмом
Gute Zeit für Kinder! Herr Dr. Stefan Hagemann ist bereits hier. -
Казахстанцы просят смягчить наказание за пьяное вождение
Сделал тоже вывод, сравнив коррумпированный Казахстан со скандинавскими странами. Ты сделай нам дорогу как в скандинавских странах! Ты сделай нам зарплату на штрафы как в... -
Народный репортер. Мусорные баки поставили посреди двора
Обрезка деревьев идёт гут, а вот мусор надо убирать -после себя, рабочего дня. Всё превращается из хорошего начала в плохое и в длинное плохое. Почему... -
Как минимум 102 дома построят для пострадавших от паводка в Кобде
Думаю, что Қобдинский аким до конца "не скурвился" как покойный бордюрщик и "не кинет на бабки" суб.подрядчиков, поверивших ему на слово... Ну и проконтролирует ход... -
Начался очередной сезон уничтожения деревьев - актюбинцы об обрезке
Как корректно распаковать обновления от Всевышнего в 3.45 https://dzen.ru/video/watch/660dd64b119706162b536cfb -
Начался очередной сезон уничтожения деревьев - актюбинцы об обрезке
За такую обрезку прокуратура должна штрафовать, как за порчу и уничтожение деревьев...есть же такой закон...Кругом безответственные и безсознательные люди...Нужен народный контроль за всем(как был в...
Комментарии 0