Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

5178 просмотров

Грязевой перевал

250 машин мусора вывозится из города каждый день.

250 машин мусора вывозится из города каждый день. Ещё тонны мусора собираются на стихийных свалках в самом городе и за ним. Самые злачные места – Курмыш, район Москва, Шанхай, Саздинское лесничество и… гора Любви. Но бомба замедленного действия – дачи. Оттуда мусор не вывозится никогда. Там могут завестись крысы, может начаться эпидемия.

Выкинул мусор – в полицию

Мой знакомый, несколько лет назад перебравшийся в Астану, недавно побывав в родном Актобе, был поражен нашей чистотой.

– Вы просто этого не замечаете, – убеждал он меня. – Улицы чистые, цветники кругом, фонтаны… Город не узнать.

Мой знакомый гулял, конечно, вовсе не на Шанхае и не на Курмыше. Ему понравился новый бульвар,  облагороженная Саздинка и фонтаны на центральном проспекте. Побывай он где-нибудь на окраине, где то и дело «мусорщикам» приходится разгребать стихийные свалки, от благостных впечатлений, думаю, не осталось бы и следа. «Мусороперевозчики» уже не знают, как бороться с этим злом. С недавнего времени вместе со специалистами СЭН и полицейскими они стали проводить рейды. Ловить тех, кто вывозит мусор на стихийную свалку, и штрафовать их. На прошлой неделе только за один вечер на улице Илецкой они задержали 7 человек. Хлам кто нес в мешках, кто вез в тележках. За что заплатили штраф  1 МПР или 1413 тенге. Водитель легковой иномарки, который хотел выгрузить на свалку несколько мешков с отходами, платить штраф отказался. Машина теперь опломбированная стоит во дворе ГОВД. Вместе с мусором.

– По улице Илецкой установлена табличка «Свалка мусора запрещена. Штраф 14100 тенге». Люди это видят и все равно тащат свой хлам, а рядом жилые дома, – говорит начальник отдела общественной безопасности ГОВД Пангерей Ермекбаев. – Рейды мы будем проводить и дальше. Наш народ пока не накажешь, не проймешь.

Мусор – не газ, за долги не отключишь

Вывозом мусора в городе сегодня занимаются два предприятия: «Таза кала», к которому относится часть города от проспекта Алии Молдагуловой до 41 разъезда, Ясный, Акжар, Акжар-2, Кирпичный, Жилянка, а с недавнего времени еще Пригородный и аул имени Нокина, а также «Ак жол LTD». Он обслуживает микрорайоны по другую сторону от проспекта Алии Молдагуловой, Шанхай, Юго-Запад, жилгородок, поселок Новый и Саздин­ский сельский округ.

– Каждый день с 8 утра у нас на линию выезжают 12 мусоровозов и 2 мобильные бригады, – говорит директор ТОО «Акжол LTD» Бауыржан Пирманов. – Самый загрязненный участок у нас Шанхай. Там не хватает контейнеров. По Рыскулова, 17 на 7-8 многоэтажек всего одна площадка! Решением этой проблемы некому заниматься. Домами никто не управляет, много общежитий, в которых живут одни квартиранты. Сейчас данные по  ним мы передаем в налоговый комитет.

Люди не хотят платить за вывоз мусора. Газовики, энергетики могут отрезать свет, тепло, у нас такого «рубильника» нет. На сегодня долг населения за вывоз мусора только по нашему району 17 миллионов тенге. Это у тех, кто заключил договор, но таких всего 63 тысячи из 160 тысяч проживающих. На жильцов дома по улице Металлургов, 5 мы подали в суд. Они не платили за вывоз мусора 3 года! Долг 28 тысяч тенге. Плата за наши услуги всего 60 тенге с человека в месяц, но и эти копейки люди не платят. Тариф заниженный, не менялся с 1987 года, после этого появились тетрапакеты, пластиковые бутылки, строительный мусор… Некоторые отказываются платить за маленьких детей. Говорят: какой от них мусор? Да одни памперсы чего стоят. Сейчас СЭН, полицейские, наши работники ходят по дворам, проверяют заключение договоров на вывоз мусора. Каждую среду мы собираемся в акимате, передаем туда данные, как сводки с фронта. Если бы люди вовремя платили за вывоз мусора, на контейнерных площадках был бы идеальный порядок, мы бы заменили контейнеры.

По словам руководителя «Акжол LTD», есть еще одна проблема. Контейнерные площадки все чаще отдаются… под магазины и другие строения. Новые владельцы требуют освободить их, причем на вполне законных основаниях, между жильцами начинается война. Такая ситуация по улице Мира, Безымянной и другим.

– Но самое ужасное положение с дачами, – говорит Бауыржан Пирманов. – Эти массивы стали жилыми, а мусор оттуда никем и никогда не вывозился. Настоящие свалки там. Если их не убирать, там скоро заведутся крысы, пойдет зараза.

Лес хлама

Лесничие Актюбинского лесного хозяйства все лето, выкроив горючее из того, что дают для проведения опашки и ухода за питомником, вывозили мусор из Саздинского лесничества и с горы Любви. Помогали студенты.

Отгружать на полигон лесничим приходилось не только пакеты и бутылки, оставленные отдыхающими, но еще тонны костей животных, строительный и прочий хлам.

– Мы вывезли за лето почти 300 тонн мусора, – говорит лесничий Саздинского лесничества Тельбек Рахметулы. – Мусор на машинах привозят по ночам.

За переработку мусора – 1 миллион евро

Отходы из большей части города и пригородных сел вывозит «Таза кала» (бывший «Спецавтотранспорт»). Каждый день это 235 тонн. Услуги предприятия обходятся  в 70 тенге в месяц. Тариф зависит от расстояния до полигона. 

– У 15% населения вообще нет с нами договоров, – говорит руководитель предприятия Куаныш Рамазанов. – Из тех, кто заключил договора, 10% не платят. Долг населения на сегодня достиг 47 миллионов тенге. Прибыль от такой деятельности нулевая. Тем не менее, недавно мы заменили в городе 140 контейнеров. Каждый стоит 24 тысячи тенге. Надо еще 400 контейнеров, но денег на это нет. В ближайшее время две контейнерные площадки мы установим в ауле имени Нокина. Мы сейчас вывозим мусор из пригородных сел, там с этим была большая проблема. Конечно, это дополнительная нагрузка, но мы справляемся, и население довольно. Но дачи мы вряд ли осилим. Для этого надо расширять парк. 

– Реально ли в условиях Актобе перерабатывать мусор?

– На это нужны большие инвестиции, а их нет. Нам предлагали различные проекты – просто переработку, переработку с сортировкой, но все хотят, чтобы день­ги на это выделял бюджет. Украинцы предлагают организовать и сортировку, и переработку, но это стоит 1 миллион евро, таких денег в бюджете нет.

Сколько платить за хлам?

Городской свалочный полигон принимает отходы с 8 утра до 7 часов вечера.
За 1 куб мусора предприниматели платят 487,93 тенге, население – 300 тенге.
К примеру, за сдачу одной «ГАЗели» мусора придется заплатить 1000 тенге.

Отходы принимаются и на вес.

Куда звонить, если сваливают мусор?

21-07-82, 102

По этим телефонам можно передать номера машин, которые сваливают мусор на стихийные свалки и в неположенных местах, также можно обращаться к участковым.
Согласно ст. 387 Административного кодекса, за нарушение правил благоустройства физические лица платят штраф до 20 МРП,
должностные лица, индивидуальные предприниматели, объекты малого и среднего бизнеса, юридические лица – от 20 до 40 МРП,
субъекты крупного бизнеса – 50-60 МРП.

При повторном нарушении в течение года штрафы увеличиваются в разы.

Источник: ДВД области

Какой вред от отходов

Пищевые отходы

  • Вред человеку: гниющие пищевые отходы – рассадник микробов.
  • Пути разложения: используются в пищу разными микроорганизмами. Конечный продукт разложения: тела организмов, углекислый газ и вода.
  • Время разложения: 1-2 недели. Если бросить в огонь, образуются диоксиды.

Макулатура

  • Вред человеку: краска, которой покрыта бумага, может выделять ядовитые газы.
  • Пути разложения:  используются в пищу разными микроорганизмами. Конечный продукт разложения: перегной, тела различных организмов, углекислый газ и вода.
  • Время разложения: 2-3 года.

Изделия из тканей

  • Пути разложения:  используются в пищу некоторыми микроорганизмами.
  • Время разложения: 2-3 года.

Деревянные изделия

  • Вред человеку: могут вызвать травмы.
  • Пути разложения:  используются в пищу некоторыми микроорганизмами. Конечный продукт разложения: перегной, тела организмов, углекислый газ и вода.
  • Время разложения: несколько десятков лет.

Консервные банки

  • Ущерб природе: соединение цинка, олова и железа ядовиты для многих организмов. Острые края банок травмируют животных.
  • Вред человеку: ранят при хождении босиком. В банках накапливается вода, в которой развиваются личинки кровососущих насекомых.
  • Пути разложения: под действие кислорода железо медленно окисляется.
  • Время разложения: на земле несколько десятков лет, в пресной воде около 10 лет, в солёной воде – 1-2 года.

Металлолом

  • ущерб природе: соединения железа ядовиты для организмов. Куски металлов травмируют животных.
  • Пути разложения: под действием растворённого в воде или находящегося в воздухе кислорода медленно окисляется до оксида железа.
  • Время разложения:  на земле – 1 мм в глубину за 10-20 лет, в пресной воде – 1 мм в глубину за 3-5 лет, в солёной воде – 1 мм в глубину за 1-2 года.

Фольга

  • Ущерб природе: практически не наносит.

  • Пути разложения: под действием кислорода медленно окисляется до оксида алюминия.

  • Время разложения: на земле несколько десятков лет, в пресной воде – несколько лет, в солёной воде – 1-2 года.

Тут документики не валялись?

Горожане едут на полигон не только, чтобы сдать отходы. Некоторые ищут потерянные документы и ценности.

Свалочный полигон в городе теперь новый, и асфальт туда тоже проложили новый. У въезда – шлагбаум, офис, видеонаблюдение и компьютерная весовая. Дальше – 65 гектаров свалки. Пыль, зловоние и много-много чаек.

– К нам ежедневно привозят 350-400 тонн мусора, – говорит начальник полигона Жаксыбек Нысанбаев. – В основном, предприятия, частные лица бывают реже. Им легче выгрузить мусор где-нибудь в лесополосе, чем привозить к нам, хотя это и недорого. «ГАЗель», к примеру, всего 1000 тенге. Это куда меньше штрафа. Мы не принимаем только покрышки, люминесцентные лампы, химикаты, кости и шкуры животных. Их сдают в другие места.

Каждый день с утра на полигоне работают две регулировщицы. Они флажками указывают, куда выгружать мусор.

– Деревья мы складируем отдельно, бытовые отходы – отдельно, строительный мусор – отдельно. Может, когда-нибудь у нас появится мусороперерабатывающий завод. Каждую машину при въезде и выезде мы взвешиваем. Нам надо знать объем принимаемых отходов. Предприятия в зависимости от этого платят эмиссию за загрязнение окружающей среды. Полигон охраняется, посторонних сюда не пускаем. Они могут устроить пожар, а это опасно.  Иногда приезжают горожане, говорят, с мусором выкинули документы. Пускаем  их. Но где тут что найдешь? «Мусорщики» на полигоне у нас не работают. Они живут на старой свалке. Что они там собирают и продают, не знаю. Здесь только наши работники, всего 14 человек – трактористы, контролеры, регулировщицы. Зарплата 30-60 тысяч, из них 12% они получают за вредность.

Они на мусоре делают деньги

Десятки людей на старом полигоне зарабатывают на отходах. В месяц – по 30 тысяч тенге.

Люди прямо живут здесь. Тут и там видны хибарки, слепленные из того, что нашли на мусорке.

– Мы собираем черный металл, – рассказывает молодая женщина бомжеватого вида. – Сдаем его в городе по 23 тенге. В день накапываем до 50 килограммов, сколько зарабатываем, считайте сами.

Умножаем с фотокором стоимость кило металла на «ежедневный сбор» – получается почти 30 тысяч тенге или средняя зарплата учителя.

В развитых странах давно научились из мусора делать день­ги. Его перерабатывают. В США сбор и переработка мусора приносит каждый год прибыль от 1 до 2 млрд долларов. В Швеции в результате сжигания мусора получают 5% от общего количества тепла, 10% ТБО перерабатываются в топливо. Но нам до этого далеко…

Выметем грязь из этого города

С 1 сентября в Актобе объявили двухмесячник по благоустройству города. 9 сентября все организации, предприятия, жильцы домов выйдут на «чистый четверг», а 11 сентября в Актобе пройдет субботник.

В отличие от весеннего двухмесячники полигон отходы принимать бесплатно не будет.

Альмира АЛИШБАЕВА

Автор — nata

Комментарии 0

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.