Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

4554 просмотра

Как учат в Ванкувере

Ну вот, свершилось. В этом году мои сыновья стали учениками канадской школы. Значит, пришла пора досконально изучить все «прелести» канадского образования

Ну вот, свершилось. В этом году мои сыновья стали учениками канадской школы. Значит, пришла пора досконально изучить все «прелести» канадского образования, ибо без вникания в тонкости школьной жизни помочь им как-то не представляется возможным.

Пришёл в школу – уже хорошо

Первое время от канадской школы я, что называется, просто была в шоке. Дети в коридорах лежат на полу, делают, что хотят, одеваются, как хотят, полубритые, панкообразные. Их не заставляют делать уроки, хочешь – делай, не хочешь – твое дело. На них не кричат, наоборот, каждый день твердят, что если вас дома прессуют родители, сразу рассказывайте учителям, те сообщат куда надо. В общем, полная свобода. При этом каждый ученик знает, кем он в случае неважной успеваемости может стать – в лучшем случае разносчиком в «Макдональдсе». Поэтому, если студент школы выбирает именно такой жизненный путь, его выбор уважают и ничего от него не требуют.  

Долгое время я не могла понять, в чем же заключается преимущество канадского образования. Казалось бы, подготовка по сравнению с нашей, «совковой», слабая. Из-за отсутствия жесткой дисциплины ученики сидят на уроках с плеерами, айфонами, пиаспишками и прочей электроникой, едва ли улавливая и половину из того, что говорит учитель. Программы настолько разнятся, что наши дети, проучившись какое-то время в Канаде, уже не в состоянии учиться у себя на родине, они выглядят полными дебилами и не тянут нашу программу. В случае возвращения родители вынуждены отдавать детей в американские школы или нанимать репетиторов, дабы ликвидировать пробелы в знаниях. Например, по математике в 9-м классе в Канаде начинают изучать корни, тогда как у нас уже в 8-м дискриминант и теорему Виета. Канадские учителя нашим деткам так и говорят: «Математика у вас сильная». Это они еще зоологию нашу с ботаникой не видели. Ну, а про химию с физикой и говорить не приходится.

А педагоги наши – это вообще тема отдельная, и орут, и к директору вызывают, и из школы исключают. А все ради чего? Ради того, чтобы ребенок не просто штаны просиживал, а во всю мощь грыз всеми имеющимися у него зубами гранит школьной науки. Здесь же с детей пылинки сдувают. Пришел в школу – уже хорошо, а не пришел – оставь сообщение на автоответчике учителю, и он тебя поймет. А на День святого Валентина и того круче. Каждому ученику подарок от учителя – «валентинка». А на ней написано: если ты чувствуешь лень, или у тебя нет времени сделать уроки, или ты просто о них забыл, просто дай мне эту «валентинку», и я все пойму. Мой сын как прочитал, сразу же ксерокопировать стал, чтобы была многоразового использования. Однако учитель тоже не лыком шит, подписал ее синими чернилами.

В школу без учебников

Образование в Канаде 12-летнее, идут дети в школу с пяти лет. Школы здесь разделены по возрастам: есть начальная, средняя и старшая, то есть нет возрастной мешанины. Учащиеся начальных классов ходят в отдельную школу, кто достигает среднего звена, переходит в школу, соответствующую его возрасту. Учатся дети с 9 утра до 15 часов, по субботам отдыхают. Учебный год начинается 8 сентября и заканчивается 30 июня.

Учителя здесь очень демократичны и открыты для общения. Их называют просто по имени, с ними общаются безо всяких барьеров.

В младшем звене дети изучают все, что положено по программе. Домашнее задание им дают раз в неделю. Например, в четверг получил, в следующий должен сдать на проверку. Малыши здесь не носят учебников и канцелярских товаров, всем их снабжает школа. На уроке учитель раздает все, что необходимо, затем собирает все до следующего урока. Таким образом, ребенок ничего не забывает дома и всегда при деле. Домашнее задание раздают на отпечатанных листах – никаких книг и тетрадей.

Единственное, о чем нужно позаботиться,  – это о содержимом ланча. Школа, в которую ходят мои дети, придерживается специальной экологической программы. В школе не разрешается пользоваться парфюмом, не рекомендуется носить синтетику и класть в ланч ненатуральные продукты. Дважды в неделю с фермы доставляются свежие овощи и фрукты. Для учащихся все это бесплатно. 

Уже в среднем звене дети сами выбирают предметы, которые хотят изучать. Но на выбор предоставляются лишь три предмета. Например, в нашей школе это танцы, ИЗО и драматическое искусство. Все остальные являются базовыми и входят в обязательную программу. А вот в старшем звене, когда школьник уже более-менее представляет, кем он хочет в жизни стать и куда планирует поступать, можно выбирать и изучать лишь то, что необходимо в будущем. Например, можно взять много часов по биологии, но вовсе отказаться от литературы, и наоборот.

Существует еще так называемая летняя практика, это что-то типа нашего трудового обучения. Здесь тоже все на выбор. Можно выбрать практику в кафе, записаться в подмастерье к повару или автослесарю.

В старшем звене вообще нет физкультуры, точнее ее здесь заменяют танцами и драмкружком. Кто выбирает танцы, обязан посещать урок каждый день по два часа. Изучаются сальса, хип-хоп, латино и балет. В конце года между школами проходят соревнования. А кто выбрал драму, обязан каждый день посещать уроки по драматическому искусству. Есть в школе свой большой театр. Здесь все как в настоящем театре: репетиции, спектакли, костюмы. Только играют школьники.

Здания школ огромные, с выходами с разных сторон здания. Новичкам выдают карту, первые дни мы перемещались с ее помощью. У каждого школьника есть свой «локер» – специальный шкаф с замком. Там он хранит личные вещи. Есть кафетерий, но большинство предпочитают ходить домой, с 12 до 13 у них время ланча. За час ребенок успевает сходить домой и вернуться опять в школу для продолжения уроков. Учатся в канадских школах только в одну смену.

Ценность в качестве

Первое время до меня, если честно, вообще не доходило, что такого ценного в канадском образовании – в мировом рейтинге систем образования Канада занимает второе место после США. И лишь вникнув в учебный процесс, я поняла, в чем же истинная сила и прелесть канадского образования. Здесь действительно интересно учиться. Можно поиграть с директором школы в футбол, перекинуться с учителем по сети в какую-нибудь игру, сходить на ланч к завучу. А самое главное, что они учат так, что и в 50 лет гуманитарий вычислит общий знаменатель, а технарь перескажет «Сестру Кэрри». У нас же много всего: высшая математика в десятом классе, проблема Карениной и того раньше, но все галопом по Европам. И в итоге к чему мы приходим? А к тому, что если ты становишься гуманитарием и не имеешь к математике никакого отношения, то вряд ли сможешь помочь с уроками по алгебре своему сыну в старшем классе. И наоборот, если стал технарем, то зачем Раскольников убил старуху вряд ли вспомнишь. А тогда зачем столько лет прессинга и ненужных формул? Конечно, есть и исключения – лирики, знающие физику, и физики, пишущие стихи. Но это лишь исключения. В общей своей массе выпускники наших школ забывают половину всего того, что когда-то им вдалбливалось добросовестными учителями.

Здесь же учебный процесс по­строен по принципу: мало, но качественно. Да, канадские дети не могут в 9-м классе щелкать сложнейшие уравнения, как это делают наши дети, но зато они не торопятся охватить необъятное. Подолгу сидят на одной теме, неделями решают однотипные уравнения, и в итоге алгоритм запоминается на всю жизнь.

Имея высшее образование, к своему стыду, я не смогла решить по математике и половину из предложенного. А ведь когда-то по алгебре имела твердую «четверку». Так стоит ли напрягать детей тем, что им вряд ли когда-то пригодится? Уж лучше подарить «валентинку».

Специально для «Д» Ванкувер, Канада

Татьяна ШЕВЧЕНКО

Автор — nata

Комментарии 0

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.