Почему в Казахстане тяжело снять качественный фильм

Автор:
Почему в Казахстане тяжело снять качественный фильм

На фото: Раду Драган сейчас активно занят фотосъемками, так как на создание фильма нужно много времени, которого мало, и денег, которых еще меньше. || Фото со страницы «ВКонтакте»


На фото: Где-то за Актобе. Марат Телеуов руководит процессом съемок. По его словам, съемки полнометражного кино более затратные. выгоднее снять короткометражную картину и отправить на кинофестиваль.

Актюбинские режиссёры Марат Телеуов и Раду Драган поделились с «Д» секретами успеха и неудач казахстанского кино регионального производства. Почему на рядовой фильм нужен миллион долларов? И почему даже самая замечательная картина не покрывает расходы?

Актюбинец Марат Телеуов начал заниматься съемками фильмов в 2008 году. Его документальные фильмы показывали на фестивалях Европы.

– А потом мне поступило предложение из небольшой киностудии в Алматы «Алдонгар Продакшн» поучаствовать в кинопроекте в качестве режиссера монтажа. Снимали 12-серийный фильм «Город-мечта». Для меня это было волнительно, я не знал, что такое художественный фильм. Но глаза боятся, руки делают. Кино меня заразило. После «Города-мечты» снимали сериал «Жас улан» по заказу «Казахфильма».

Марат и другие актюбинцы в самом кассовом фильме казахстанского кинематографа

Марат Телеуов стал режиссером монтажа в самом кассовом казахстанском фильме «Жау журек мын бала». Главные роли исполнили уроженцы Актюбинской области Асылхан Толепов и Куралай Анарбекова.

– Моей задачей было отсмотреть все дубли, подобрать самые удачные и подготовить их для монтажа, – рассказывает актюбинский киношник. – В кинопроизводстве бывает всякое. Например, тратишь столько усилий и времени над одним кадром, а он в итоге и не попадет в картину. Так было при съемках «Города-мечты». Мы приехали в 4 утра на локацию [место съемок. – Прим.авт.], нужно было снять рассвет. Мы сняли, но режиссеру не понравилось. Потом снова переснимали.

Сейчас Марат работает над сценариями фильмов в жанрах мистика и драма. Действия одного из них разворачиваются в Актобе. Также в его планах снять драму по книге «Бой вне ринга».

– Эта история о боксере, который, несмотря на удары судьбы, продолжал заниматься любимым делом. В декабре 86-го года он пострадал за свои слова. И когда вышел из тюрьмы, он стал никем, хотя был заслуженным мастером спорта. Несмотря на это, он продолжал тренировать детей бесплатно, – рассказывает режиссер.

О «Казахфильме», доходах и расходах на кино

Несмотря на желание снять фильм в Актобе, Марат Телеуов отмечает, что только в Алматы есть приемлемые условия. Режиссер из Актобе рассказал, как живут небольшие киностудии в Казахстане.

– В Алматы есть порядка 30 киностудий, из них только 2-3 крупные. Киностудии выступают субподрядчиками «Казах­фильма», который является заказчиком фильмов. К примеру, «Казахфильм» объявляет о необходимости снять фильм, пропагандирующий патриотизм. Объявляется тендер. Частной киностудии, выигравшей тендер, дают бюджет. На деньги «Казахфильма» киностудия осуществляет весь процесс киносъемок, это и поиск актеров, локации, съемочный период, фотокоррекция, озвучивание, монтаж и так далее. Средняя стоимость изготовления одного сериала от 200 тысяч долларов и выше. А фильм обойдется в среднем от 500 тысяч долларов до миллиона.

– В Казахстане максимум можно выжать 1-2 миллиона долларов при условии хорошего промоушена и огромной посещаемости выбранных для проката кинотеатров, а также если удастся не допустить пиратства, – говорит Марат Телеуов о доходах с фильмов. – Но более миллиона долларов собирают фильмы, как правило, с огромным бюджетом. К примеру, «Жаужурек мын бала» [бюджет $10 миллионов. – Прим.авт.]

Почему кино – дорогое удовольствие?

Кроме выплаты актерам гонораров, дорог сам съемочный процесс. Считается, что качественное кино снимают на кинопленку. Метр пленки, секунда фильма – около 5 долларов. А их надо сделать несколько сотен километров. Для экономии снимают на кинокамеры и после монтажа переводят на пленку для показа в кинотеатрах. Плюс затраты на озвучивание, в хорошем фильме звук, в том числе все диалоги, записывают отдельно, в студии.

О том, как снимали фильмы и клипы с участием звезд шоу-бизнеса, «Диапазону» рассказал актюбинский режиссер клипов Раду Драган.

– Мы снимали клип с Бейбитом Корганом. У него была договоренность с «Казахфильмом», и благодаря этому мы сэкономили 7 тысяч долларов. «Казах­фильм» предоставил кран, камеру. Поэтому процесс съемки клипа обошелся в 7 тысяч долларов, а мог – в 14. День аренды кинокамеры «Ред уан» стоит 900 долларов. Обслуживают камеру 3 человека – техник, оператор, специалист по фокусу, это от 150-300 долларов. Еще одна статья расходов – искусственный дым, 150-600 долларов.

– Дым бывает разным. Дым, который сейчас в драмтеатре, обычный дешевый дым за 150 долларов. Он клубится и быстро рассеивается, – характеризует Раду Драган. – Есть киношный, порошковый дым. Он подороже и после того как рассеивается, превращается в плотную пелену и может стоять часами. Ты даже не чувствуешь его.

По словам актюбинского режиссера, сейчас съемки клипов и даже кино не такие затратные. У каждого профессионального фотографа оборудование позволяет это сделать. Но Раду с сожалением отмечает, что в Актобе даже клипы снять не получается.

– В основном я тут снимал документальные фильмы, госзаказы, это бал акима, там ролик про каждого награжденного, – говорит он. – На госзаказах не наваришься, чтобы накопить деньги на собственный фильм. А когда идешь к спонсорам, то бизнесмены хотят фильмы про самих себя. Были инвесторы-бизнесмены, которые далеки от кинематографа. Они загорались идеей снять фильм про себя, про то, как они добились успеха. Такой фильм будет интересен только его семье, я отказался.

Также Раду рассказывает, что если к инвесторам подойти со своими идеями, творческие задумки их не устраивают.

– К сожалению, те люди, к которым я обращался с идеями, говорили, что эти идеи больше для европейцев, не для казахстанцев, что, мол, нет признаков патриотизма и все такое, – резюмирует режиссер. – Им хотелось отснять фильм про казахского батыра. Они говорили: зачем будете снимать это говно, давайте отснимем про батыра. Но это слишком затратно, для создания атмосферы прошлого нужны костюмы, декорации. Мне приходилось объяснять, почему я пришел к ним со своей идеей. Потому что моя идея требовала минимума расходов, и она интересна населению, которое делает кассовые сборы.

Такого же мнения и Марат Телеуов, который планирует снять короткометражный фильм с минимальными расходами для спонсоров, имена и бренд которых будут размещены в титрах. «Короткометражки» зачастую выстреливают на европейских кинофестивалях. Именно на такой шаг сейчас рассчитывают актюбинские киношники.

Интересная новость? 0 Добавить в закладки
Добавить комментарий
  • Уважаемые пользователи! Оставляя комментарии, проявляйте уважение и толерантность к мнению других посетителей. Просим вас избегать сообщений, приводящих к разжиганию конфликтов, расистских высказываний, оскорблений, провокаций и дискуссий, не относящихся к теме статьи. Ссылки на сторонние ресурсы в комментариях запрещены. Такие сообщения будут удаляться, а их авторы будут забанены.