Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

13287 просмотров

Уроки казахского

Она учит казахскому языку русских, немцев, украинцев, корейцев и самих казахов, плохо владеющих родным языком. Жания Нуржан считает, что язык можно выучить за полгода. Надо только захотеть.

 Она учит казахскому языку русских, немцев, украинцев, корейцев и самих казахов, плохо владеющих родным языком. Жания Нуржан считает, что язык можно выучить за полгода. Надо только захотеть. 

Как мама семерых детей в академии училась

У Жании Нуржан своя методика. 

– Надо каждый день заучивать 20-25 слов, запомнить четыре вида окончаний и то, что ударение в слове ставится на последний слог, – говорит учитель. – Глагол в казахском языке тоже ставится в конце предложения. 

По своей методике Жания Нуржан обучила десятки учеников. А может, и сотни. Среди них и «шалаказахи», плохо владеющие родным языком.

– Не надо все усложнять, – говорит она. – Казахский ничуть не труднее других языков, хотя в алфавите аж 42 буквы. Много лет я пишу книги по технологии обучения языку, выпустила диски. Упор я делаю на то, чтобы у ученика вызвать интерес, тогда и обучать легче.  

О своем любимом деле она может говорить часами. 

– Сама я в школу пошла в войну, –  говорит Жания Нуржан. – Это было в Иргизе, там я окончила школу Ибрая Алтынсарина. Училась я средне. Тогда не было образованных учителей. Некоторым вообще надеть было нечего, чтобы в школу пойти. Отец у нас был на фронте, дома шестеро детей, и выживали мы благодаря единственной корове. Когда окончила школу, в Актобе как раз открыли двухгодичный пединститут, и я пошла туда. Война к тому времени закончилась, открывались школы, стране нужны были учителя. С какой жадностью мы учились! Нам создали все условия – жить было где, питание бесплатное, еще и стипендию платили. На свои деньги мы даже наряды себе какие-то покупали. Институт я окончила с отличием, потом поступила в Уральский пед­институт. Училась я, можно сказать, всю жизнь. В 76-м поступила в академию педагогических наук в Москве, в 53 года защитила кандидатскую, а дома семеро детей! Чтобы защититься в Москве, я русский освоила. Меня в академии в пример ставили. 

Грампластинка вместо интерактивной доски

Жания Нуржан преподавала казахский язык и литературу в Алге, Шалкаре, потом в школе №6 в Актобе. 

– Я всегда искала что-то интересное для работы. Этим интересным по тем временам были обыкновенные грампластинки. Я их применяла на уроках. С 70-х я преподавала в пединституте. Тогда на казахском языке преподавали только в двух группах – у физиков и математиков. Я преподавала студентам педагогику. Казахский язык тогда был не очень-то востребован, больше изучали русский. Учителя русского языка были очень хорошо подготовлены, у них была прекрасная методика и учили так, что язык впитывался в кровь. Родной язык люди стали потихоньку забывать. Мы до сих пор пожинаем плоды той политики.  

Изучению языка мешает… коррупция

В 1989 году в пединституте открыли кафедру казахского языка и литературы. Возглавила ее Жания Нуржан. Тогда, говорит апай, она была единственной ученой, преподававшей на родном языке. 

– В области открывались классы с казахским языком обучения, а кадров не хватало. Страдало качество образования, надо было срочно готовить учителей. Тогдашний ректор пединститута Мухтар Арынов сам ездил по аулам, отбирал студентов. Мы набрали 56 человек. Талантливых, желающих учиться и двигать изучение языка в массы. На заочное отделение приняли 23 уже работавших учителя для преподавания казахского языка в русских школах. За 3 года мы подготовили около 500 специалистов. И что хочу отметить: ни один учитель не брал за экзамены деньги. А сейчас, к сожалению, это есть, и это очень мешает развитию языка. Учиться самому и учить других надо сердцем. Об этом еще Ушинский говорил. 

Наш первый Наурыз

– Языку можно учить через народные обряды, традиции. В 1990 году мы со студентами впервые в Актобе организовали Наурыз. Кстати, среди моих студентов был известный певец Канат Айт­баев, поэт Жубаныш Кошербаев. Мы сделали макет шанырака, молодежь нарядилась в национальную одежду, пошла по проспекту Молдагуловой. Многие тогда не знали, что такое Наурыз. Возле института мы по­ставили казаны, угощали людей баурсаками и коже. Сегодня уже не надо объяснять, что такое бата, алты бакан, как называются предметы убранства в юрте. Это тоже знание языка.

Жание Нуржан в этом году исполнилось 80, но она до сих пор преподает, пишет книги. По ее учебникам учатся дети и взрослые в Астане, Алматы, Костанае и Атырау. Разумеется, и в нашей области. Многие из своих пособий она раздает бесплатно. 

– Мне скоро 81. Мне что, свои знания с собой забирать? Лучше я их другим передам, – рассуждает учитель. – Книги я печатаю на свои деньги, раздаю учителям в районах. Если хоть кто-то благодаря им лучше узнает казахский, для меня другой награды не надо. 

Автор — Альмира АЛИШБАЕВА

Комментарии 0

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.