Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

17174 просмотра

Переворот в Хромтау

Работники АО «Керамика» забрали у руководителя завода служебную автомашину и установили охрану на предприятии. Таким путём они пытаются вернуть  3-месячные долги по зарплате и сохранить завод.

Работники АО «Керамика» забрали у руководителя завода служебную автомашину и установили охрану на предприятии. Таким путём они пытаются вернуть  3-месячные долги по зарплате и сохранить завод.

Производят 0,0 квадратных метров

Встал знаменитый завод кафельной плитки АО «Керамика». На пике своей популярности, в 2004 году, он выпускал свыше 750 тысяч квадратных метров продукции в год. Хромтаусцы гордились своим кафелем, который вагонами уходил в Астану, Петропавловск и Костанай, КамАЗами шёл в Актобе. Сегодня на предприятии нет сырья, а рабочие с декабря не видели зарплату. С 27 февраля весь коллектив вплоть до директора и дежурного водителя перевели на неполный рабочий день. Каждое утро рабочий автобус привозит заводчан из Хромтау за 7 километров на предприятие. Там люди моют полы, ведут мелкий ремонт. В обед их отвозят назад, в райцентр. Кафель АО «Керамика» уже не выпускает. Линии стоят полуразобранные, и новых запчастей нет. Отсутствует сырьё для производ­ства кафельной плитки. Раньше оно поступало из Испании. 

– Чем занимаемся на работе? Одну запчасть снимаем, другую комплектуем, – говорит слесарь-сантехник Иван Савоничев. – Сегодня мотор ремонтировал, а там вся резина уже старая, рассыпается. Сделать невозможно. Оборудование 1992-1993 годов, его пора менять.  

За предприятием числятся миллионные долги по зарплате и в пенсионный фонд.

– Долг за поставку сырья – около 13 миллионов тенге, по налогам – та же сумма, по зарплате – ещё 13 миллионов тенге, – говорит главный бухгалтер АО «Керамика» Гульнар Курманова.

Три месяца безденежья измучили коллектив из 160 человек. 

– Я работаю на АО «Керамика» грузчиком, – говорит Сагинбик Кобпаев. – Раньше получал по 20-25 тысяч тенге, экономили, но нам хватало. У меня пятеро детей, трое из них несовершеннолетние. Младшему сыну только 1 год. Я единственный кормилец в семье, жена не работает. Никогда ещё так тяжело, как сейчас, я не жил. Приходится ходить по свалкам, собирать металл, после нанимать мотоцикл. Пытаюсь каждый день сдать металл на 500 тенге. Из них 200 тенге отдаю за мотоцикл, оставшиеся 300 тенге несу в магазин, покупаю продукты. Раньше я не копался на свалках, а теперь приходится. Едим кое-как, сегодня завтракал чаем с хлебом. Когда последний раз ел мясные продукты, уже и забыл. Собственной крыши над головой у нашей семьи нет, живём на квартире, платим за неё. 

– Мне 50 лет, приходится жить на зарплату своего сына, – говорит начальник отдела сбыта АО «Керамика» Татьяна Постникова. – У него ещё есть жена и маленький ребёнок. Я здоровый человек, каждый день езжу на работу, но не получаю деньги за свой труд. Найти другое место работы практически невозможно.

Сбыт есть, нет сырья

Вместе с охраной корреспондент «Д» обошла предприятие. Вид гиганта, который в 1993 году с помпой открывал президент Нурсултан Назарбаев, сегодня пугает. Огромные площади пустуют, с крыши льётся вода, а по цеху бегают голодные кошки. Раньше животных кормили заводчане, когда приходили на смену. Теперь им самим питаться нечем. 

– Вагон сырья стоит около 43 тысяч евро, – говорит начальник отдела снабжения АО «Керамика» Алла Романенко. – При хорошей работе нам хватает такого вагона только на 20 дней. В год нам нужно 6-7 вагонов сырья. За весь прошлый год к нам поступило только 2 вагона, за последний из них предприятие так и не рассчиталось. Какая может быть производительность и экономическая выгода от работы предприятия? За 2008 год мы произвели меньше 250 тысяч квадратных метров кафельной плитки. В благоприятные годы мы выпускали в три раза больше.

Снижение объёма производ­ства вызвало сокращение зар­плат. Несколько лет назад на АО «Керамика» трудились 240 человек, теперь осталось чуть больше 160.

– Мы считаем, что наши проблемы не связаны с мировым экономическим кризисом, – говорит начальник отдела сбыта АО «Керамика» Татьяна Постникова. – Виноват плохой менеджмент новых руководителей завода. Как только в 2004 году наш завод купили другие хозяева, так у нас стали возникать сложности. Качество нашего кафеля намного лучше иранского и китайского. Цена российского кафеля в 2 раза выше нашей. Мы работаем на потребителей со средним достатком. Сегодня в отделе сбыта лежат заявки, которые мы не можем обеспечить. Причём заявки на вагонные поставки, не меньше 5 тысяч квадратных метров. Складывается впечатление, что у нового руководства просто нет интереса к работе АО «Керамика».

У руководства забрали машину

В понедельник, 16 марта на заводе отключили телефоны. Во вторник собирались отключить электроэнергию. Корреспонденту предоставили протокол собрания, которое состоялось 11 марта. 

– Фонд зарплаты за период с декабря по март 2009 года обеспечивает запас готовой продукции, которая находится на складе АО «Керамика», – объяснил собравшимся советник председателя правления АО «Керамика» Нурлан Мухтаров. – По мере реализации продукции будет выплачиваться зарплата. Учредитель предприятия пытается оформить кредит для нужд производ­ства, и если этот вопрос решится, завод будет работать.   

Советник председателя правления предложил работникам забирать зарплату кафелем. Мало кого это устроило. Из 28 тысяч квадратных метров кафеля люди разобрали только 2 тысячи квадратов. Реализовать кафельную плитку в условиях кризиса и безденежья очень сложно. Коллектив предложил продать джип 2006 года выпуска, который при покупке стоил 6,646 миллиона тенге. Автомашина стоит на балансе завода, на ней ездит советник председателя правления АО «Керамика». А также продать «Мерседес» 1991 года выпуска, на котором ездит председатель правления АО «Керамика» Карим Кулмагамбетов. 

– Судьба завода будет решаться учредителем – либо это будет продажа предприятия, либо банкротство, – сказал Нурлан Мухтаров. – На данный момент желающих купить завод нет.

Решением общего собрания работники забрали у Карима Кулмагамбетова служебный «Мерседес». Машину охрана оставила в гараже, а Карима Абикешевича отправили за ворота завода. Из промзоны райцентра до дома в Актобе ему пришлось добираться на такси. Разворовывать и бомбить оборудование завода рабочие не стали. Люди надеются, что предприятие всё-таки заработает.

Советника председателя правления Нурлана Мухтарова мы нашли в элитной 16-этажке возле гостиницы «Актобе», где он живёт вместе с семьёй.

– Джип предприятия уже продаётся на авторынке, нет покупателей, – говорит Мухтар Есжанов. – Мы пытаемся продать всё, что можно, лишь бы рассчитаться с людьми. Пока денег нет.

Актобе – Хромтау – Актобе

Татьяна ТОКАРЬ

Автор — editor

Комментарии 0

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.