Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

26386 просмотров

Сделать состояние на скачках

 – В 2007 году я выступил пять раз, взял 4 первых места, – рассказывает Нурлан Шегенов. – В 2008 году выступал 10 раз, занял 9 призовых мест. Это очень высокие результаты. Обычно конь бежит за сезон только 3-4 раза. Можно сказать, что Шкив стал для меня источником дохода. Я на нём выиграл 3 автомашины марки «Жигули». Продаю их и кормлю семью. Моего Шкива знают многие спортсмены из Атырау и Актау, хотят обогнать его. Из спортивного азарта покупают дорогих рысаков… Пока бежать лучше у них не получается!

Шкив обгоняет лидеров

За два последних сезона жеребец Шкив принёс своему хозяину Нурлану Шегенову бешеную популярность по всему Западному Казахстану. 13 (!) призовых мест на скачках жорга жарыс.

 – В 2007 году я выступил пять раз, взял 4 первых места, – рассказывает Нурлан Шегенов. – В 2008 году выступал 10 раз, занял 9 призовых мест. Это очень высокие результаты. Обычно конь бежит за сезон только 3-4 раза. Можно сказать, что Шкив стал для меня источником дохода. Я на нём выиграл 3 автомашины марки «Жигули». Продаю их и кормлю семью. Моего Шкива знают многие спортсмены из Атырау и Актау, хотят обогнать его. Из спортивного азарта покупают дорогих рысаков… Пока бежать лучше у них не получается!

О своём жеребце Нурлан рассказывает, как о товарище.

– Я давно знал его отца. Он чистый американский рысак, очень резвый конь и хороший производитель, линия американского жеребца Шанс. Его мать Виньетка в 90-х годах показывала высокие результаты на ипподроме в Алматы. Шкива я заприметил ещё в детстве и сразу захотел его купить. Он ещё трёхлеткой обгонял коней, которые бегают 1600 метров за 2,05 минуты. При такой скорости коней заносят в Международный каталог резвых лошадей. Два года мне не продавали Шкива. Купить помог случай. Его хозяин, житель Костаная, собрался переезжать в Германию и продал жеребца. Сегодня Шкив стоит не меньше 15-20 тысяч долларов. Покупал я его по ценам в разы ниже. Почём? Коммерческая тайна!

Бесценного коня охраняют три кавказских волкодава со свирепым нравом. Арыстан, Шерхан и Амур готовы разорвать любого, кто подойдёт к конюшне.     

Выиграть кубок – попасть в историю

Байга – это не столько стремление выиграть приз, сколько бешеный азарт.

– Ежегодно в Алматы проводят скачки на Кубок президента Казахстана, – говорит Нурлан. – У нас цель попасть туда и выиграть. Зачем? Который год подряд жорга жарыс выигрывает конь из Киргизии по кличке Патрон. Нам обидно! Я хочу выиграть кубок и остаться в истории скачек Казахстана. Соперник у нас сильный. Патрона называют конём столетия. Ходят легенды, что этот конь никогда не ложится, и даже спит стоя, настолько сильные у него ноги. Он из породы русская рысистая. 

Сколько стоит вырастить коня

Вложение денег – всегда рискованное занятие, а подготовка коней к скачкам – тем более. Конь может сломать ногу, устать к моменту соревнований. Годичное содержание породистой лошади обходится в Европе в 50 тысяч евро. В эту сумму входит питание коня, ветконтроль и витамины, оплата труда жокея и тренера.

– У нас все на артельных началах, – говорит Айдар Егимбаев. – Мы все любители, поэтому содержание лошадей идёт без зарплаты жокеям. Собственно школы жокеев в Актобе нет. Тренируют коней сами хозяева. По сути, мы тратим деньги только на питание коня и минеральные добавки, это около 15 тысяч тенге в месяц. Зарплату получают сторож и водитель. Да и тех мы настолько заразили любовью к этим умным животным, что они трудятся больше за интерес.   

 – Говорят, что 50% от стоимости приза, как правило, достаётся наезднику. Какая такса у жокеев?

 – Шкив ни с кем, кроме меня, не сможет выступать на скачках, – считает хозяин и жокей в одном лице Нурлан Шегенов. – Мы друг друга чувствуем. Он для меня партнёр, а не просто животное. Я понимаю его настроение и всегда знаю, как подбодрить.

 – Можно ли заработать на скачках?

 – Чтобы делать на этом деньги, нужно покупать породистых скакунов – победителей скачек где-нибудь в США. Чтобы их дети бежали в Казахстане и показывали высокие результаты. Когда конь заработает имя, появятся желающие его купить. Скакун, рождённый в Казахстане, и лошадь-«иномарка» – две большие разницы. Акклиматизация заграничных коней в казахстан­ских степях проходит тяжело. У нас стоит кобыла из Польши. Все овёс полностью съедают, а она оставляет. Ей нужны импортные добавки в питание.  А это дополнительные затраты... Но развивать местные породы без господдержки невозможно. Племенным мясным хозяйствам государство помогает, нам пока нет.

В России брак, у нас – жорга жарыс

Нурлан Шегенов и Айдар Егимбаев специализируются на иноходцах. 

– Кроме Казахстана, скачки иноходцев существуют в США, Канаде и Киргизии, – рассказывает Айдар Егимбаев. – Нынешний мировой рекорд иноходцев в беге на 1600 метров – 1 минута 46 секунд. Это свыше 55 километров в час. Таких лошадей можно пересчитать по пальцам. Самых резвых иноходцев на мировой рынок поставляют США. Они ставят мировые рекорды. Каждую осень там проводят аукционы коней. В Казахстане жорга жарыс проходит на длинные дистанции – 7 километров. Такую дистанцию утвердила федерация конного спорта Казах­стана. В США иноходцев запрягают в качалки, а у нас наездник сидит верхом. Сейчас на скачках казахстанские иноходцы бегут в среднем со скоростью 40 километров в час. Это считается хорошим показателем. А бросок после выхода на финишные 500-700 метров делают до 55 километров в час. В России иноходь считается неправильным ходом. Таких коней переучивают на обычный ход с помощью специальных подков. Если не выходит, животное продают. Основной рынок сбыта – Казахстан. Определяющую роль в цене лошади играет родословная.

– В старые времена хороший джигит не мог жить без отличного скакуна. Сейчас вместо коня машина?

– Вовсе нет. В Казахстане пошла мода на коней. Подарить дорогого скакуна считается верхом престижа и уважения. Даже машина – не тот шик. Почему именно иноходца? Эти кони обладают мягким ходом и не выкидывают из седла. Популярность исконно казахского вида спорта жорга жарыс растёт. В этом году в одном заезде бежали до 15 иноходцев. Раньше их были единицы – 2-3. 

Воспитать победителя

– Для подготовки к скачкам мы привозим с российских ипподромов коней русской рысистой породы, – рассказывает Айдар Егимбаев. – Потом переставляем их на иноходь, то есть параллельный ход. На это, бывает, уходит от одного месяца до полугода. Сначала нарабатываем мускулатуру у коня. На втором этапе тренируем, чтобы он не сбивался с иноходи на галоп, разрабатываем дыхание и тренируем  сердце. На третьем скорость бега. Тренировки идут круглый год. Бывают экземпляры, склонные к иноходи от природы, но это большая редкость.

– Вы занимаетесь конным спортом только 5 лет. Откуда такой опыт?

– Мы поддерживаем связь со старыми тренерами и наездниками, – говорит Нурлан Шегенов. – Григорий Матюх из Петропавлов­ска, Петро Карабельников из Павлодара дают нам много полезных советов.

 

 Тьфу, тьфу, чтоб не сглазить!       

Самый дорогой актюбинский скакун стоит 150 тысяч долларов. Этот английский чистокровный конь выиграл кубок президента в Алматы. Его никому не показывают, чтобы не сглазили, и выводят только на скачки. У алматинских «новых казахов» есть кони гораздо дороже. Их привозят на самолётах из США чартерным рейсом. Они стоят по миллиону долларов и выше. На таких конях можно делать бизнес, продавая за большие деньги жеребят.  

По какому случаю проводят скачки:

  • Рождение ребёнка
  • Юбилей человека или фирмы, крупные даты рождения основателей казахских родов.
  • Обрезание сына

Старожилы вспоминают советское прошлое Актюбинского коневодства

Буденный был на Актюбинском ипподроме

В 15 километрах от Эмбы до 1955 года действовал конезавод № 52. Он подчинялся министерству обороны. В Великую Отечественную войну из Актюбинской области коней поставляли на фронт. Задача была создать коня с большой выносливостью и тягловой силой. Такого коня выводили опытным путём межпородного скрещивания. В 1963 году рядом с областным центром открыли ипподром. На торжество приезжал сам Семён Будённый. 

Отборную конину ели во Франции

В 80-х годах прошлого века в колхозах и совхозах области насчитывалось более 70 тысяч голов лошадей. Выехавшая в 1975 году экспедиция в 270 километрах за Байганином встретила табун из 1000 лошадей. Его обслуживали 4 табунщика. Из наших степей в советские времена коней продавали во Францию. Кожа лошадей должна была быть без единой царапины. Из 100 лошадей 2-3 браковали. После их продавали в Актобе как деликатес.

Кумыс – в обком и больным

В санаторий «Чайка» и обком партии поставляли в советские времена кумыс в бутылках местного разлива. Содержание сахара в кобыльем молоке доходит до 6%, а жира намного меньше, чем в коровьем. По вкусовым качествам кобылье молоко близко к женскому. Производили в Актобе кумыс с помощью липового дерева и механической мешалки. В стволе липы делали углубление, куда помещалось 40-50 литров молока. Эту посуду часто обрабатывали специальным дымом без резкого запаха. Так её обеззараживали. Кумыс считается особо полезным продуктом при лечении туберкулёза. Бывали случаи, когда больные с запущенной формой туберкулёза 2-3 сезона подряд пили кумыс и излечивались. При санатории Берчогура раньше специально держали кобыл для этих целей. Несколько сот дойных кобыл до недавнего времени было при санаториях Башкирии. 

— Подготовлено по рассказам бывшего работника Опытной станции

Автор — 123

Комментарии 0

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.