Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

6420 просмотров

Доноры органов могут быть с сифилисом и ВИЧ - профессор Жаксылык Доскалиев

2 550 человек в стране нуждаются в донорских почках. Ещё тысячи людей ждут печень, сердце и другие органы. Пересадка для них единственный шанс выжить. Но родственных доноров нет, на трупное не дают согласия родные. Как быть?

На фото: Ж. Доскалиев: «Мы начали проводить комбинированные операции, пересаживали сразу печень и почку». || Фото автора

2 550 человек в стране нуждаются в донорских почках. Ещё тысячи людей ждут печень, сердце и другие органы. Пересадка для них единственный шанс выжить. Но родственных доноров нет, на трупное не дают согласия родные. Как быть?

О проблемах пересадки органов «Диапазону» @gazeta_diapazon рассказал глава РЦ транспланталогии Жаксылык Доскалиев.

– Число трупных доноров из года в год уменьшается. В прошлом году их было 24, в этом всего 9 по всей стране. Было 42 донора, но пригодными оказались органы только у девяти. 11 были инфицированы. У них вирусные гепатиты С и В, туберкулез и сифилис. За рубежом берут органы и у таких доноров. Их пересаживают больным с вирусными гепатитами В или С, а сифилис и туберкулез можно вылечить. Но у нас это запрещено законом. И у ВИЧ-инфицированного можно забирать органы после смерти. ВИЧ – это инфекция, которая вызывает снижение иммунитета. Но при трансплантации органа врачи и так проводят больному медикаментозное подавление иммунитета – иммуносупрессию, чобы организм не отторгал пересаженный орган. Сейчас ученые разработали метод, когда иммуносупрессию заменяет ВИЧ.

– У нас к трупному донорству не готово население, – говорит ученый. – Люди отказываются отдавать органы покойного, угрожают врачам. Заявляют, что больного специально не лечили, органы могли понадобиться какому-то чиновнику. Но врачи даже не знают, кому эти органы пойдут. Это не зависит от пола, должности больного. Нужна тканевая совместимость. При пересадке сначала находят донора, потом уже ищут по базе, кому его органы подходят.

При пересадке от трупного донора рисков меньше. Живой донор может получить осложнение, даже остаться инвалидом. Да, хирурги все просчитывают, но риски есть. В Алматы донор почки погиб. Поэтому мы говорим, что трупное донорство лучше. После смерти органы человеку не нужны, но он может продлить жизнь 5 больным. У него можно взять легкие, почки, сердце, печень, поджелудочную железу. Почки и печень еще можно взять от родственного донора, сердце и легкие – только от трупного. Но люди почему-то считают, что хоронить человека надо со всеми органами, иначе земля его не примет. Но к Всевышнему уходит душа, а тело, как одежда. Человек поносил ее при этой жизни и снял.

Наш закон позволяет забирать органы умершего и без согласия родственников, но мы понимаем, что это вызовет недовольство, поэтому спрашиваем разрешения у родных.

– База доноров, согласных на пересадку органов после смерти, уже работает?

– Она есть. Если человек пожелал стать донором, его обследуют, и, если он может быть донором, информацию передают родственникам, вносят в единую базу доноров. Если у человека наступила смерть мозга и он есть в базе доноров, забирают органы для пересадки.

Но бывает, мы донора находим, но больной отказывается от пересадки. Например, потому что донор не мусульманин.

По словам Доскалиева, в Казахстане научились пересаживать печень и почки. Начали проводить симультанные, комбинированные пересадки, когда больному пересаживают сразу печень и почки или сердце и почку.

– Сотням людей пересадка органов спасла жизнь, – говорит Жаксылык Доскалиев. – Они участвуют в специальных Олимпийских играх. Девочка, которой пересадили почку, недавно заняла 1-е место по боулингу, две женщины родили после пересадки, некоторые замуж вышли. У них наступила вторая жизнь.

Я часто вспоминаю женщину из Астаны, у которой скончался единственный сын. Парень получил черепно-мозговую травму. Матери предложили отдать органы сына для пересадки. Она сказала: мой сын всю жизнь кому-то помогал, если он может помочь и после смерти, я разрешаю. Тот парень спас не одного, а 5 человек. Эта женщина не знает, кому пересадили органы. Это конфиденциальная информация. Но каждый год в День донора мы проводим встречи с родственниками доноров и с теми, кому пересадили донорские органы. На этих встречах звучат благодарности за вторую жизнь.

Автор — Альмира АЛИШБАЕВА

Комментарии 0

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.